Философия экзистенциализма, или философия существования – течение в философии 20-го столетия. Философия экзистенциализма ставит своей главной проблемой бытие человека в его уникальности. Философия экзистенциализма формировалась одновременно с родственным философскими течениями, с персонализмом и философской антропологией. Он этих направлений, философия экзистенциализма отличалась тем, что своей задачей ставила преодоление, а не раскрытие человеком своей сущности.
По мнению знаменитого американского экзистенциального психолога Р. Мэя, экзистенциализм не просто течение в философии, но своеобразное культурное движение, призванное отражать и запечатлевать эмоциональное и духовное содержание человека, характеризовать жизненную ситуацию, в которой человек находится и испытывает пограничные психологические состояния.
Философия экзистенциализм, или философия существования – это одно из самых значимых направлений общественной мысли в современном мире. Экзистенциализм складывался в первой половине 20-го столетия. Философия экзистенциализма отличается, прежде всего, пессимистической интонация и трагической окраской большинства своих установок.
Идеи экзистенциальной философии развивали многие знаменитые и выдающиеся мыслители. В Германии – это Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Во Франции – Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Среди представителей русского экзистенциализма стоит отметить Льва Шестова и Николая Бердяева.
Современными философами принято выделять несколько основных течений в экзистенциализме:
Однако, некоторые исследователи считают, что такого рода разделение носит условный характер, так как для многих философов атеистического экзистенциализма положение, согласно которому Бог умер, связано с признанием ими невозможности жизни людей без Бога.
Среди ключевых вопросов экзистенциализма, нужно выделить следующие:
Эти вопросы крайне важны любому человеку, который задумывается над своим бытием. Поэтому философия экзистенциализм остаётся популярной и сегодня.
В экзистенциальной философии, получившей распространение в капиталистических странах Запада, главной проблема – это проблема существования человека. В экзистенциализме ключевым вопросом является вопрос о жизни и смерти человека.
В истории философии предшественниками экзистенциализма принято считать датского религиозного философа 19-го столетия Сёрена Кьеркегора и немецкого мыслителя Фридриха Ницше. Экзистенциализм сформировался в начале 20-го столетия в России, после первой мировой войны начал распространяться в Германии, а ко времени второй мировой войны появился и во Франции. Философия экзистенциализма распространялась в среде творческой интеллигенции, среди писателей, художников, поэтов, и конечно приверженцев экспрессионизма в искусстве.
Экзистенциализм является иррационалистическим течением в философии. Слово «экзистенция» в переводе с латинского означает существование, этот термин и определяет экзистенциализм. Ключевой проблемой для философов экзистенциалистов является не проблема существование вещественного мира, а существование человека. В экзистенциализме, существование человека предшествует его сущности, которую человек создаёт сам. Экзистенция, или существование человеческой личности – это отображение его душевного состояния.
Экзистенцию нельзя познать и постичь, чем больше её изучаешь, тем труднее её понять. Человек, по причине своей иррациональной природы, никогда не знает, чего он хочет. В экзистенциальной философии, человек не может понять свою собственную природу, других людей и поэтому он обречён на одиночество и полную трагизма, жизнь. Сущность человека в экзистенциализме представляет из себя субъективно-идеалистический характер. Человек видит мир сообразно особенностям своего характера, своего эмоционального состояния.
В философии экзистенциализма принято различать «неподлинное» и «подлинное» существование человека. «Неподлинное» существование человека характеризуется тем, что человек испытывает неудовлетворение и даже угнетение от окружающей его среды. «Подлинное» же существование человека заключается в освобождении индивида от внешних условий. Человек начинает задумываться о бессмысленности своего существования в моменты так называемых «пограничных ситуаций». «Пограничные ситуации» – это когда человек встаёт перед лицом смерти, когда испытывает сильные душевные переживания, и даже религиозный экстаз. Лишь в подобного рода пограничных ситуациях, человек познаёт истинную свободу, начинает сам выбирать свой жизненный путь.
Ещё одна важная проблема в экзистенциализме – это одиночество человека в мир. Философы-экзистенциалисты говорят о том, что одиночество воспринимается человеком как страх перед небытием, однако только это небытие может открыть перед человеком подлинное бытие, привести его к свободе.
В целом, философы-экзистенциалисты одиночество человека понимали как некую данность. Ими были сформулированы определенные аспекты обособленности человеческого бытия, а именно, «одиночество-неслиянность» и «одиночество-ответственность». Проблема «одиночества-неслиянности» представлена в концепциях Х. Ортеги-и-Гассета, который считал, что неотчуждаемость жизни человека означает изначальное одиночество.
Однако, одиночество не означает, что человек один и единственный, одиночество предполагает, что индивид должен учиться жить в этом мире и устанавливать отношения с этим миром. Аспект «одиночества-ответственности» ярко представлен в трудах Ж.-П. Сартра. В его философии, одиночество как ответственность означает то, что человек должен самостоятельно выбирать свой жизненный путь, что человек не может переложить на другого человека ответственность за свой личный выбор.
Таким образом, одиночество – это одна из ключевых проблем философии экзистенциализма. Посредством одиночества человек обретает способность осмысливать особенности своего существования.