Экзистенциализм и существование


Экзистенциализм и существование

Сущность экзистенциализма и его роль в философской науке

Экзистенциализмом называется крупнейшее направление философской науки двадцатого столетия. Возникло оно перед Первой мировой войной в России (Бердяев, Шестов), затем получило развитие в Германии (Ясперс, Хайдеггер, Бубер) и во время Второй мировой войны во Французской республике (Камю, Сартр, Марсель).

Экзистенциализм был влиятельным и продуктивным культурогенным фактором всего двадцатого столетия, он определил направление духовных и интеллектуальных поисков широкого слоя интеллигенции, существенно повлиял на литературное творчество и сферу искусства.

Сформировалась современная философия существования во многом благодаря трудам Кьеркегора, Достоевского, Ницше, феноменологии Гуссерля и философской антропологии Шелера.

Ключевые вопросы экзистенциальной философии:

  • существование личности;
  • смысл ее жизнедеятельности;
  • ее судьба в мире.

И в настоящее время экзистенциальные идеи довольно популярны. Экзистенциализм полагает, что существование предопределяет сущность. Экзистенциальная проблематика представляет собой вопросы существования каждой личности и переживание ею собственного способа бытия.

Понятие существования (экзистенции)

Исходным пунктом экзистенциальной философии, который определил ее содержание, является понятие существования, то есть экзистенции. Оно ключевое как при исследовании социальных взаимоотношений и внешней действительности, так и при изучении познавательных действий, эмоционального реагирования, и поступков отдельной личности. Такая философская позиция основывается на первичности существования человека по отношению к любой другой проблематике.

Экзистенциальное направление берет начало в трудах датского философа С. Кьеркегора, которым впервые был применен термин экзистенция, что означает осознание внутреннего существования личности в мире. Внешнее предметное существование является неподлинным существованием, обретение бытия предполагает решающий выбор экзистенции, благодаря которой индивид переходит от созерцательно-чувственной формы бытия, детерминированного условиями внешней среды, к неповторимому и единственному себе самому. Кьеркегор обозначил три этапа восхождения человека к подлинному бытию:

  • эстетический этап, который ориентируется на удовольствие;
  • этический этап, который ориентируется на долг;
  • религиозный этап, который ориентируется на высшую форму страдания, которая отождествляет человека с Богом.
Замечание 1

Экзистенцию невозможно выразить в категориях и терминах, это не представляется конкретным объектом, потому что человек не может рассмотреть себя самого со стороны. Невозможно рационально постигнуть существование, и единственной возможностью его познания выступает тот момент, что его нужно пережить.

К примеру, Ясперс утверждал, что человеческое бытие может раскрыться в пограничной ситуации:

  • страдание;
  • борьба;
  • враждебность;
  • жестокость окружающего мира.

Подлинное существование человека

Человек не может дать определение экзистенциализму до момента начала своего существования - личного бытия, которое направлено к ничему (т. е. к смерти) и пониманию своей конечной данности. Таким образом, индивид вначале существует (появляется, занимает определенное место и положение в грубом и вещественном, равнодушном мироздании), затем происходит его определение, постепенно он входит в сферу подлинной сущности и смысла.

Экзистенциалисты считают, что человек не поддается научной трактовке, потому как первоначально он из себя ничего не представляет, он не есть природа чего-то конкретного, которое могло бы определить его личностное и индивидуальное существование. И только со временем человек станет человеком. Он будет являться тем, что он из себя сделает сам. Человек будет существовать настолько, насколько он себя сам осуществляет.

Существование человека и его абсолютная свобода

Существование человека, исходя из утверждений экзистенциалистов, является уникальной реальностью, к которой невозможно применить нечеловеческие измерения причинных и следственных взаимоотношений, никакой внешний фактор не властен над человеком, ибо он является причиной себя самого. Именно поэтому в экзистенциальной философии человек абсолютно свободен, так как свобода - это и есть экзистенция.

Замечание 2

Экзистенция вмещает человеческую свободу, и сам человек является свободой, он осужден быть пожизненно свободным. Фундамент свободы в экзистенциальной философии - это тот факт, что человек себя сам создает, формирует, и полностью отвечает за собственные поступки и действия.

К примеру, в понимании Шестова свобода предстает познанной необходимостью (он имеет ввиду Бога), чтобы стать свободным нужно познать необходимость и смириться с ней, полностью себя отдать этой необходимости. Такая концепция свободы признает необходимость, что в значительной степени отличает ее от философской системы Сартра, который подразумевал под полной свободой просто быть самим собой.

Человек не обладает ни сущностью, ни природой, он представляет собой свободу, которая ничем не определяется. Свобода является чистым выбором, она не злая и не добрая категория, ни моральное, ни аморальное понятие. Каждый человек свободен, потому что ничто не исключает свободу из сознания. свобода является абсолютной, существует она как действие и деятельность.

Необходимо заметить, что свобода в экзистенциальном философском понимании должна содержать два важнейших условия:

  • присутствие возможности выбора индивидом самих целей, или же полная свобода его воли;
  • наличие возможности достичь индивидом поставленных целей, или же полная свобода его действий и поступков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :