Экзистенциализм — философское течение, которое подлинным проявлением бытия считает переживание человеком своего существования, то есть экзистенции.
Зарождение экзистенциализма приходится на середину XX века, для него характерен трагический тон и пессимистическая окраска, обусловленная историческими предпосылками. На философию экзистенциализма большое влияние оказали следующие события 20-х — 70-х годов XX века:
Также следует отметить предшествующие труды философов, оказавших значительное влияние на формирование экзистенциализма:
Экзистенция — это бытие, но бытие как таковое, абстрактное, общее.
Бытие идей, сущностей, объектов изучает философия, экзистенциализм же занимается изучением бытия конкретной личности. Эта черта экзистенциализма выводит его за рамки академических наук, так как наука изучает общие понятия, она объективна, чего нельзя сказать о философии жизни. Таким образом философия жизни занимается размышлениями о бытии личности в определенном, не характерном классической науке, стиле.
Главный тон этих размышлений — богооставленность. XX век вошел в историю как жестокий и кровавый век, породивший «потерянное поколение», в которое входили Хэмингуей, Ремарк, Фицджеральд и др. Философы экзистенциализма — тоже являются детьми этого поколения. Для этого времени стало ясно, что традиции гуманизма и рационализма не вписываются в действительность. Гуманность человека ставилась под сомнение, так же как и разум не смог спасти человека от воин, а только способствовал массовому уничтожению.
Экзистенция не может быть основана на объективных причинах, таких как биологические, физиологически или духовные причины. Она имеется у человека как данность. ЕЕ невозможно понять при помощи разума, она всегда субъективна. Только в кричтисекие ситуации своей жизни человек может "прозреть" и постичь смысл своей жизни.
Основные проблемы философии экзистенциализма:
Но отчаяние, пессимистичность, безвыходность — это лишь второстепенные проблемы экзистенциалистов. Центральными темами их трудов стала личность, выбор, свобода.
Одними из самых ярких представителей философии жизни являются: Карл Яспер, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю
Представителем атеистического направления экзистенциализма является Сартр. В своей работе «Экзистенциализм — это гуманизм» он размышляет о значении выбора для самопределения личности. Ведь в эпоху богооставленности нет больше виновников горькой судьбы, кроме самого человека. Он приводит следующий пример. Человек стоит перед бездной, и только от его решения зависит, спрыгнет ли он или нет. От этой свободы кровь застывает в жилах, накатывает страх от развертывающейся бездны. Так Сартр считает, что совершая определенный выбор, человек тем самым выбирает истинное и отвергает ложное, тем самым призывая остальных сделать тот же правильный выбор. В итоге человек ответственен за все происходящее в мире. Осознавая насколько безграничен выбор, стоящий перед человеком, сколько дверей перед ним открыто, он переживает экзистенциальный кризис, ощущение растерянности и страха.
Сьорен Кьеркегор считается основателем этого философского течения. Именно он обратил внимание на то, что философы занимаются решением многочисленных проблем, касающихся бытия, особенностей познавательной деятельности, божественного, материи, однако философская наука остается равнодушной к проблемам простого человека, его переживаниям.Человек с его внутренним миром оказывается поглощенным абстрактными, общими и далекими от реальной жизни понятиями.
Он предлагает философии обратить внимание на «маленького человека», с его переживаниями и надеждой, философия, по мнению философа, должна помочь человеку разобраться в своем сложном противоречивом внутреннем мире.
Кьеркегор выделяет: не подлинное существование (жизнь «как у всех», «по течению», без понимания своих собственных нужд, без постижения своего «Я») и подлинное существование или экзистенцию (возможность действовать следуя собственному выбору, выход из-под влияния общественного мнения, осознание собственного «Я», подлинное существование это жизнь человека, который является хозяином своей судьбы).
На пути к подлинному существованию человек проходит три этапа:
Эстетический этап — стремление жить как все, смысл существования при этом — в гедонизме.
Этический этап — человек осознает себя как личность, смысл которого теперь следовать зову чести и долга.
Религиозный этап — человек обретает свой смысл существования в вере, и подобно Иисусу Христу, «несет свой крест», несмотря на страдания и другие обстоятельства.