Философы экзистенциализма


Философы экзистенциализма

Мартин Хайдеггер

М. Хайдеггер (1889-1975) - немецкий философ, который внес существенный взгляд в развитие экзистенциализма. Однако несмотря на то, что его принято относить к данному направлению в философии, сам он себя к нему не причислял. К числу выдающихся работ данного философа относят:

  • «Бытие и время»;
  • «Введение в метафизику»;
  • «Введение в «Феноменологию духа»»;
  • «Основные проблемы феноменологии».

Примечательно, что Хайдеггер не считал современный рациональный и технизированный язык пригодным для написания трудов по философии. Он отказался от традиционных терминов в философии, таких как субъект или противоречие, их он заменил на экзистенциалы - слова-образы. Они придают его речи эзотеричность, в результате чего чтение и понимание его работ достаточно сложны, а многие моменты требуют истолкования.

Хайдеггер рассматривал бытие как непредметное начало, объединяющее весь мир вещей. Тем самым бытие лежит и внутри человека. Это не Бог, он отвергает его идею. То, что представляет собой бытие, намного фундаментальней любого религиозного представления. Раз бытие непредметно, то оно непреодолимо. Предметную действительность Хайдеггер определяет как сущее.

Хайдеггер выделял несколько этапов в развитии взаимоотношений между мышлением и бытием:

  1. Период античности до Сократа - бытие и сознание слиты, эту форму бытия он называет алетейя;
  2. Период от Платона до Европейской философии времен Декарта - разделение истины и бытия, мышление переходит в противоположную категорию сущего. Мышление представляет себя в виде идеального предмета;
  3. XX век - период самого Хайдеггера - диалог мышления и бытия в попытке возродить утраченное единство.

Человеческое бытие Хайдеггер определяет термином Dasein, которое наиболее точно переводится как «вот-бытие», т.е. наличное бытие в конкретный момент. Оно представляет стремление к иному, выход за пределы, устремленность в Ничто - за пределы всякого сущего. Это воплощается в осознании временности и конечности земной жизни, поэтому устремленность бытия по сути означает Бытие к смерти.

Человеческое существование может быть представлено в двух видах - «собственное» и «несобственное». Для «несобственного» бытия характерно жить по примеру других, строить свою жизнь так, как это делают другие, принимать любые решения, оглядываясь на чужое мнение. Так возникает «усредненный» или «средний» человек. Такой человек полностью погружен в обыденность своего существования, в сущее, он не помнит о своей смерти.

«Собственное» бытие, напротив, означает осознание своей смертности. Только тот, кто осознал смерть, способен экзистировать.

Карл Ясперс

К. Ясперс (1883-1969) также относится к немецким философам-экзистенциалистам. Ясперс был не только доктором философии, но и психологии. Он оставил наследие, как в области психиатрии («Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений»), так и философии («Истоки истории и ее цель, «Философская вера», «Философия»).

В центре его философии находится человек и история. Как и все экзистенциалисты, Ясперс указывал на индивидуальность и уникальность человеческого существования, однако при этом у него просматривается тенденция представить универсальную картину человеческого существования и постижения истории.

Он был против толкования истории как случайного скопления события, тем самым не соглашаясь с идеями М. Вебера. Он настаивал на единстве всемирно-исторического процесса. Он считал, что задача философии заключается в постижении этого единства, его смысла, а это в свою очередь связано с человеком.

Замечание 1

Для Ясперса определенную проблему представляло определение основы единства всего мира и человечества. Ни наука, ни религия не являются достаточно убедительными, чтобы предстать этой основой. В итоге Ясперс приходит к выводу, что ею может быть только «философская вера», лежащая на библейской истории.

Ясперс выступает против традиционной религии, критикуя ее за догматичность и претензии на исключительность. Библейская религия, по его мнению, является всеобъемлющим историческим пространством, она дает основу, но не учение в целом, оставляя его открытым и в этом смысле незавершенном. Таким образом, основой единства мира может стать философская вера, поэтому период ее зарождения он называет «осевым временем».

В осевое время происходит пробуждение духа, появляется человек нового типа. Его особенностью является то, что он осознает все экзистенциальные проблемы, прежде всего, конечности своего существования, поэтому главным его вопросом становится поиск смысла бытия.

Жан-Поль Сартр

Ж.-П. Сартр (1905-1980) - французский философ, писатель и драматург, политический деятель. Самые известные его произведения «Бытие и ничто», «Слова», «Тошнота».

Замечание 2

С точки зрения Сартра человеческая реальность является абсолютно уникальной, ее существование связано с человеческим сознанием, оно не поддается обычным причинным объяснениям.

Бытие представляет собой нерасчлененность, или же «в-себе-событие», но инертно и временно, его ничто не интересует, даже собственное существование. Оно просто есть. И это факт. Человек, после того, как осознает это, испытывает чувство тошноты. Только сознание из этой сплошной бесформенной серой массы способно вычленить смыслы. Сознание -не объект и не предмет, его нельзя просто так вычленить, мы всегда имеет дело только со следами сознания. Сознание живое, оно не является отражениям «Я» человека. Сознание - это пустота, но наполненная красками.

Человек изначально ничто, но он стремиться жить полным «настоящим бытием», однако не сможет этого сделать. Сознание пусто, поэтому оно все черпает из бытия. Это создает «фундаментальный проект» - иллюзию, что человек может стать «бытием-в-себе», сохранив свободу и сознание.

Для человека изначально только существование. Бога нет, поэтому человек обладает свободой делать из себя то, что он способен. Человек обладает свободным выбором. Он выбирает даже тогда, когда не хочет выбирать или, более того, обращаясь за советом, он все равно делает выбор. Отсутствие в мире Бога оставляет его в одиночестве, без всяких гарантий и надежд. Человеку не на кого опереться, кроме как самого себя. Поэтому даже в вопросе моральных ценностей он, будучи абсолютно свободным, выбирает только те, которые хочет.

Однако у Сартра наделение человека свободой и выбором граничит с несением ответственности за себя и свое поведением. Всякий раз, когда ты совершаешь выбор, ты должен знать, совершаешь добро или зло, т.к. при этом твою добро или зло для всего человечества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :