Трансцендентный экзистенциализм


Трансцендентный экзистенциализм

Понятие трансцендентного

Понятие трансцендентного является одним из часто встречающихся в философии экзистенциалистов, однако все они немного по-разному понимают явление. Однако существует общее толкование данного термина.

Определение 1

Трансцендентное - философская категория, которая подразумевает невозможность чего-либо быть осмысленным сознанием и не допускает его опытное познание.

В своей первозданности трансцендентное означает то, что недоступно человеческому опыту и относится к другой стороне бытия. Его определяют как сверхсущий предмет, не принадлежащий кругу всего того, о чем человек может сформировать хоть какое-либо понятие. В философии существует определение, отображающее суть трансцендентного, возведенную в абсолют: это чистое бытие, чистая определенность, тождество с собой и ничто (О. А. Панасенко).

Но трансцендентное и стремящийся к упорядочиванию разум человека должны найти в себе условия для совместного существования. Эта проблема решается через следующие положения:

  • в мире не может быть никакой разумности в обход наличия вообще, т.е. наличие как таковое;
  • абсолют предстает как голая абстракция бытия, самодостаточное и тождественное с собой;
  • абстракцией абсолюта является форма сознания, которая образуется в результате отрицания тождества с собой.

Трансцендентное позволяет понять глубинную сущность человеческого существования, оно выражает имманентную характеристику личностного бытия. В этот момент происходит осознание личностью границ своего бытия, возникает потребность в нахождении высшего смысла. Оно дает возможность направить свою самость в реальность, в мир, но не растворится в нем без остатка, а сохранить свою суть, индивидуальность.

Таким образом, при помощи обращения к трансценденции происходит расширение границ самости, выход за пределы бытия и обретение смысла своего существования.

Трансценденция К. Ясперса

С точки зрения Ясперса философия призвана помочь человеку обрести смысл жизни поверх всех целей в мире, охватывая их все вместе. Она открывает путь к «безусловному бытию», которое Ясперс определяет как трансценденцию. Это бытие не определяемо научными категориями, его не понять сознанию как таковому, но оно имманентно присутствует. Благодаря философии человек способен удостовериться в своем собственном существовании, расширить свое сознание, выйти за привычные границы.

Ясперс выделяет три уровня самопознания:

  • мир;
  • экзистенция;
  • трансценденция.

На первом уровне происходит познание человека в мире, это то, что можно зафиксировать эмпирически, что разумно и основано на принципе рационализма и позитивизма. На этой ступени знания всецело господствует наука, которая, тем не менее, не стремится охватить весь мир целиком, а направлена на изучение его отдельных сторон: «То, что мы познаем, есть в мире, но никогда не есть мир».

На этом уровне осуществляется наличное бытие человека, в своей телесности, в психологических переживаниях, в окружающей среде. Оно настолько кажется человеку само собой разумеющимся, что не обращаем на него никакого внимания, не ощущаем его тайны, которая кроется в простом: я существую.

Однако исконный смысл бытия человеку открывается тогда, когда он переживает пограничные ситуации. Ими могут быть болезнь, вина, страдание, горе, борьба, смерть и др. Они настолько потрясают привычные основы человеческого мироощущения, что толкают его на следующую ступень самопознания - к экзистенции.

Экзистенция является собственным уникальным и индивидуальным существованием человека, поэтому наука с ее обобщением не может понять и описать ее. Ее уникальность в том, что она вообще не может быть выражена в языке, поскольку слово уже обобщает. Через экзистенцию человек ощущает свою связь с глубинами бытия, которые выходят за пределы эмпирического опыта.

Это проявляется в следующих чертах:

  1. рост неудовлетворенности - человек ощущает, что не соответствует своему наличному бытию, знанию, миру;
  2. стремление к единому, в котором соединяется бытие и вечность;
  3. существование непостижимого воспоминания, словно человек уже знает о творении или может вспомнить то, что он видел до уровня бытия в мире.
  4. в бессмертии, но никак в бесконечном продолжении жизни, а как уничтожающей время вечности.

Самый глубокий уровень существования - трансценденция. Осознав хрупкость своей жизни и ее уникальность, индивид может перейти на данный уровень. Он представляет собой абсолютное бытие, тесно связанное с его собственным существованием, и на которое он может равняться.

Человек на определенном этапе своего пути перестает просто жить, ему необходимо дальше развиваться, раздвигать границы своего бытия, менять свое сознание, просветляя его. Трансценденция недоступна в обычной жизни, она воплощает в себе нечто запредельное, мистическое, непознанное. То, что лежит за пределами этого мира, но при этом придает ему значением. Человек в своей экзистенции устремлен к трансценденции.

Но если трансценденция является первоосновой нашей жизни, то может это и есть Бог? Ясперс отвечает на это так: если это и есть Бог, то про него можно сказать только то, что он есть, в качестве безусловного требования вторгается в человеческую жизнь через его свободу, а также привычная человеческая реальность располагается между Богом и экзистенцией.

Трансценденция в понимании Бердяева

Бердяев не сомневался в существовании трансцендентного, он писал, что испытывает свою напряженную устремленность к нему, стремится выйти за грани этого мира. Сосуществование трансценденции и материального мира может быть разным - от полной независимости и даже противоположности до взаимопроникновения.

Из осознания того факта, что существует трансцендентное бытие, возникает чувство не подлинности и греховности этого мира. В его философии переплелись идеи трансценденции, христианства, прежде всего о грехопадении и греховности человеческого бытия, неудовлетворенность от своей жизни и неприязнь ко многим из своего окружения.

Бердяеву жалко этот мир, который жесток и погряз во грехе. Этот мир, с его точки зрения, глубоко несчастен, именно боль этого мира он ощущал сильнее, чем грех. Человек в своем восхождении к трансцендентному может уйти далеко, открывая для себя новые высокие духовные горизонты. Но там внизу остались другие, которые еще не способны на такой духовный подвиг, и бросить их нельзя. Поэтому человек, вспоминая о духовно слабых, вынужден поворачивать обратно, чтобы помочь им, поделиться духовной полнотой и богатством, чтобы и они смогли начать восхождение. В этом заключается его ответственность, он не может просто улететь из этого мира, свобода не может стать оправданием за оставление близких.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :