Свобода в экзистенциализме


Свобода в экзистенциализме

Абсурд и свобода в философии Камю

А. Камю - выдающийся французский философ-экзистенциалист, писатель и общественный деятель. Одно из главных понятий в его философии - это абсурд. С его очки зрения важнейшим свойством бытия является абсурд. Абсурд в его понимании - это то, не имеет и не может найти рационального объяснения.

Экзистенциалисты в своей философии противопоставляли человека и общество, которое враждебно по отношению к человеку, покушается на его уникальность и индивидуальность. Потому человек экзистенциализма одинок, его внутренний мир оказывается замкнутым. Мир изначально иррационален, он равнодушен к человеку, закрыт сам в себе. Человек вынужден бороться за свое существование, противостоять угрозам мира, в итоге его жизнь оказывается наполнена тревогой и страхом.

Замечание 1

Человек, стремящийся при помощи своего разума, отвечающего за упорядоченность его индивидуального бытия, постичь мир и сталкивающийся с его полнейшей иррациональностью, испытывает состояние абсурда. Таким образом, «абсурд не в мире и не в человеке, а в их совместном присутствии».

Абсурд проявляет себя только через человека, он есть результат самотрансцендирования индивида за пределы его наличного бытия, переход от обыденного существования к экзистенциальному, т.е. поставившему для себя экзистенциальные вопросы, прежде всего конечности существования. Разум, осознавший наличие в мире абсурда, осознает свои пределы, он обладает «абсурдной свободой».

Вместе со свободой Камю говорит об ответственности человека. У него нет понятия абсолютной свободы, бытие человека ограничено природой и заданным набором возможностей, которые ограничивают свободу индивида. Потому ответственность, налагаемая Камю на человека, исключительно ответственность перед самим собой, а не всем человечеством, как у Сартра.

Однако не стоит принимать существование мира абсурда как за разрешение делать все, в том числе совершать преступления. Абсурд показывает, что в итоге все последствия действий человека равноценны. Потому угрызения совести бесполезны. Если любой вид опыта равен друг другу, то необходимо выбирать тот, который ближе тебе и соответствует собственной этике. Человек абсурда лишен заданных извне моральных норм, он создает свою этику, в которой главное правило - жить полной жизнью. Бунтарь, выступающий против тирана, хоть и осознает, что дело его не увенчается успехом, и оно носит бессмысленный характер, живет в абсурде, но все же борется с ним, с собой и собственной судьбой, тем самым реализуя свою свободу.

Таким образом, мир абсурда и свобода человека оказываются началом его борьбы как способа существования, за то, чтобы исчерпать все, что можно, в наличном бытие.

Свобода в понимании Сартра

Ж.-П. Сартр является одним из самых известных представителей экзистенциализма. Именно в его творчестве наиболее полно раскрыта тема свободы. Она опирается на несколько положений:

  • одиночество и трагичность человеческого существования;
  • театральность человека и его проекция;
  • предопределенность свободы;
  • муки выбора.

Сартр считал, что человеческое существование представляет собой изначальное ничто, которое стремится к тому, чтобы стать «настоящим бытием». Однако его сознание пусто, оно все черпает из внешнего бытия. В результате возникает «фундаментальный проект» - иллюзия, что человек может воплотить полноту бытия, не потеряв своей свободы и сознания, что в принципе невозможно.

Замечание 2

Для Сартра человек живет в мире, лишенном Бога, а значит, в этом мире все позволено. Человек обладает абсолютной свободой, которая выражается в способности делать выбор. Совершая выбор, человек делает сам себя, и в этом он приближается к состоянию богочеловека - он сам наполняет свое существование необходимой ему сущностью, сам делает себя.

Человек обречен на свободу, он выбирает всегда, даже когда сам отказывается от выбора. Однако стоит учитывать, что это не всегда реальный выбор, этот выбор может заключаться в нашем отношении к ситуации и ее составным частям. В поведенческом и нравственном выборе участвует не ясное сознание, а его дорефлексивные формы из глубин психики. Человек совершает выбор часто не «умом», а целой своей личностью.

Свобода человека снимает с него нравственные оковы общества. Человек сам выбирает, какой ему совершить поступок, на мораль он смотрит исключительно с прагматической точки зрения. Однако наличие свободы накладывает на человека ответственность, но не только индивидуальную, за свое собственное поведение, но и в рамках всего человечества, т.к. совершая выбор, человек каждый раз должен помнить, что тем самым он выбирает добро или зло для всего человечества.

Представления о свободе у Хайдеггера и Бердяева

Хайдеггер является представителем немецкого экзистенциализма, однако сам свою принадлежность к этой группе философов он отрицал.

Хайдеггер не много уделяет внимание проблеме свободы, сосредотачивая свое внимание в основном на онтологии, однако его представления несколько отличаются от размышлений его «братьев по цеху». У него свобода не является изначальным атрибутом человеческого существа, она предстает как некое свойство, что сообщается ему внешним событием.

Свобода человека по Хайдеггеру заключается в нахождении своего подлинного «я», что само по себе не просто, ведь человек, как у всех экзистенциалистов, у него изначально не задан, а создает сам себя в процессе бытия. Для Хайдеггера свобода человека заключается в «выборе себя», однако подлинный выбор осуществляется только перед лицом смерти, что сопряжено с ответственностью за себя и свою жизнь.

Н. А. Бердяев является представителем религиозного экзистенциализма, а потому свобода у него является средством раскрытия связи человека с Богом и со Вселенной. Он выделяет следующие виды свободы:

  • произвольную - первичную иррациональную;
  • рациональную - исполнение морального долга;
  • проникнутую любовью к Богу.

Человек обладает свободой, она не даруется Богом, поэтому он не может предвидеть поведение человека и тот выбор, который он совершит. Именно поэтому Бог не несет ответственности за те поступки человека, которые принесли зло. Свобода означает возможность человека совершать как добро, так и зло. В силах Бога только направить человека по трудному пути, помочь, но вот станет и человек слушать этого совета - только его выбор.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :