Экзистенциализм, также экзистенциальная философия, также философия существования – влиятельное течение философской и общественной мысли в 20-ом веке. Экзистенциализм рассматривает человеческого индивида, его существование, его страдания, ощущения и переживания. Уникальность существования и переживаний человека в экзистенциальной философии является условием понимания человеческой сущности. Экзистенциализм является отражением базисных модусов существования индивида, среди которых:
Признавая, что главным атрибутом человеческой жизни является свобода, философы-экзистенциалисты всё-таки признавали и наличие ответственности, которая должна сопровождать выбор человека. Представители экзистенциальной философии отдают предпочтение субъективизму, и исследуют человека в качестве субъекта, действующего в безразличной вселенной.
Экзистенциализм возник и оформился во время между первой и второй мировыми войнами (1918 - 1939 гг.). Данный период был временем «подумать», осмыслить пережитые катастрофы, потрясения и разочарования, это было время предчувствия новых, куда более ужасающих трагедий для всего человечества, время коренного пересмотра прежних идеалов и выработки новых. Если атмосфера начала 20-го века ещё оставляла место для возвышенных чувств и надежд на лучшее, то первая мировая война 1914 - 1918 годов продемонстрировала всему человечеству реальность гибели цивилизации.
Можно сказать, что по неведомым причинам из глубин человеческой природы наружу вырвались первобытные инстинкты и самые примитивные черты человеческой натуры: жестокость, беспощадность, стремление к превосходству и уничтожению. Каким-то странным образом в один момент были забыты христианские ценности, которые культивировались в сознание человека в течении многих веков. В Италии, Германии и Испании формировались и неумолимо шли к власти фашистские режимы, которые в своей сути опирались на первобытные, животные инстинкты людей.
Одиночество, индивидуализм, потеря ощущения сопричастности происходящему, неприкаянность – это главные черты менталитета человека той страшной эпохи. Именно в эти сложные времена формируется экзистенциализм – одно из самых иррациональных и пессимистичных философских направлений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение человека той исторической эпохи.
Принято различать два основных вида экзистенциализма:
Одна из фундаментальных проблем экзистенциальной философии – это проблема бытия человека, его места в обществе и в мире. Осмысление такой сложной проблемы в экзистенциальной философии представляется как рефлексия над основаниями существования «человека – в – мире».
Представители экзистенциализма ставят своей задачей поддержку человеческой личности в обретении им аутентичного личностного бытия. Мыслители данного направления считают, что философия способна помочь личности, которая испытывает чувство неподлинности своего существования, посредством философии человек может искать и находить самого себя, смысл своего существования в самых сложных, и даже «абсурдных» ситуациях.
Фундаментальное понятие экзистенциализма – это «экзистенция». «Экзистенция» характеризует индивидуальный опыт человека, в котором принципиальные возможности его бытия или реализовываются или упускаются. В экзистенциальной философии акцентируется внимание на реализующейся в человеческих поступках потенции быть самим собой.
В экзистенциальной философии XX столетия нельзя не упомянуть про Карла Ясперса, Альбера Камю, Жан-Поль Сартра, Николая Бердяева. Эти философы внесли фундаментальный вклад в обогащение и развитие данного направления. В своём произведение «Экзистенциализм – это гуманизм», французский мыслитель и борец за права человека Жан-Поль Сартр пишет, что экзистенциализм представляет собой «лишь попытку извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции». Мир, согласно воззрениям Сартра, – это «универсальное не то», абсолютное отсутствие чего-либо, соответствующего ожиданиям человека. Мир – «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бытию». Неразрешаемый антагонизм между ними создаёт метафизическую тоску как глубокое эмоциональное переживание человеческим существом своего положения в мире.
Человеческий индивид привносит в окружающий его мир свою свободу, свободно организует свой личный мир. Человек, считал Сартр, должен быть свободным, чтобы действовать в этом мире, в противном случае человеком будут манипулировать. Из этого следует, что человек несёт ответственность за всё происходящее в окружающей реальности. Человек, утверждал Сартр, должен действовать, делать свой выбор. В этом Жан-Поль Сартр усматривал гуманизм экзистенциализма.
Центральным положением в философских построениях другого значимого философа-экзистенциалиста, Николая Бердяева, является положение, согласно которому человек представляет собой «разрыв в природном мире». Человек, утверждает русский философ, представляет из себя существо двойственное, парадоксальное, трагическое, и противоречивую сущность человеческого существа можно понять только в отношении того, что выше человека – в отношении к Богу. Существование Бога, считает Николай Бердяев, делает человека существом независимым, так как отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода перед Богом. Бердяев утверждает, что в обращении к Богу, человек поднимается и побеждает этот мир. Отношение между человеком и Богом, по мнению Бердяева, есть таинство любви, нужды любящего создания в любимом. Это обоюдный процесс и он даёт человеческому индивиду высший смысл своей жизни. В своих философских трудах, Бердяев отстаивает не только божественную природу человека, а также человечность Бога.
Подводя итог, необходимо отметить, что для экзистенциальной философии в целом фундаментальной проблемой является проблема бытия человека. Каждый из мыслителей по-своему рассматривал эту проблему, и предлагал свои пути преодоления этой проблемы. Но экзистенциализм в целом преследует одну цель: обретение человеком смысла своего существования, обретение ценности своей жизни. Проблема смысла жизни встаёт перед человеком в моменты жизненных трагедий, в ситуациях, пограничных со смертью, как физической, так и духовной. Можно сказать, что экзистенциальная философия является наиболее практичной среди остальных направлений философской мысли XX века, так как она помогает человеческой личности пережить трудные жизненные ситуации и обрести смысл жизни.