Понимание бытия или проблемы существования в философии экзистенциализма идет двумя разными направлениями:
Хайдеггер описывал бытие при помощи термина Dasein, которое можно обозначить как «жизнь», «существование», «бытие». Хайдеггер определял Dasein как особый род сущего, сущность которого заключается в бытии, экзистенции. Он считал, что бытие имеет прямую связь с сущим. Для него первичностью обладает именно реальное «повседневное» бытие, любой анализ необходимо вести от него, в нем обретают все смыслы.
Человек в Dasein не существует сам по себе, вокруг него находится определенный окружающий Мир, который наполняется дополнительной экзистенциальной характеристикой. От того, насколько в гармонии и согласии человек сосуществует с окружающем миром, зависит его экзистенциальное здоровье. Мир предоставляет человеку возможности, реализовать которые он может только в Dasein. Хайдеггер пишет о необходимости не монотонного пустого существования, а чувствования, переживания своего Dasein, именно здесь-и-сейчас. Только так можно постичь экзистенцию.
Поэтому Dasein может предстать как «выбор себя», т.е. как реализацию представляемых возможностей, или как «потерю себя». В итоге выделяется два модуса существования Dasein - «собственное» и «несобственное».
Хайдеггер выделяет несколько модусов для различных способов существования Dasein:
Изначально Dasein - это не собственное бытие, потерянное в мире других. Забвение является первоначальным свойством Dasein. Это выражается в стремлении раствориться в сущем, в толпе, в беспамятстве. Цель человека - этому противостоять, даже при помощи «насильственных» методов.
Бытие в мире у Хайдеггера строится на основании смысловых связей, которые имеют свойство сами развиваться. Познание бытия начинается с осознания себя в мире как его части. Однако человек обладает предпониманием целого, у него есть ощущение «мира» как покоя, несущего потока, который не требует сознательного участия. Dasein проистекает как взаимопроникновение мира через себя и себя через мир.
Ясперс выделяет несколько способов бытия человека в мире:
Наличное бытие представляет собой направленное на мир мышление, для которого имеют значение только представленные в объективной реальности факты, а также внутренняя субъективная психическая жизнь. Человек на данном уровне бытия мыслится как живое физическое тело, обладающее психикой - отражением действительности - со своим сознанием и чувствами. В таком подходе Ясперса прежде всего отразилось влияние на него психологии и медицины.
На уровне «сознания вообще» мир предстает как предмет познания, а сам человек и есть всеобщее сознание, в котором неважны все индивидуальные отличия. Здесь действуют всеобщие законы природы и логики.
Модус «дух» отражает гегелевскую идею постижения мира как объективной идеи, идущей навстречу субъективной идее. Идея есть разумное свойство человека осознать себя в момент единства с целым - народом, человечеством и т.п. В этом пространстве происходит борьба осознавшего себя человека за право быть собой, что в итоге воплощается в диалектическое единство разумов и воль.
Модус «экзистенция» означает постижение сущности самого бытия, само по себе. Ясперс признает, что бытие исторично, неповторимо. Как и Хайдеггер, Ясперс делил бытие на подлинное и неподлинное, связанное с массовым образом жизни, усредненным способом существования. Оценивая современный мир, Ясперс признавал рост массовой культуры и производства, но говорил, что это ведет к уничтожению экзистенции и условий, в которых ее можно достичь. Единственный выход - человек должен бороться за право на свое уникальное существование, за свою экзистенцию.
Тема одиночества часто звучит в описании экзистенциальной модели бытия. Одиночество предстает как базовый принцип существования личности. Основу такого мышления заложил еще С. Кьеркегор. В центре его философии оказывается внутренний мир человека, который по своей сути является автономным и независимым духовным космосом. Это порождает человеческое одиночество, которое не способно преодолеть человеческое сознание. Если человек окончательно затеряется в глубинах собственного самосознания, по потеряет себя как личность.
Кьеркегор был представителям религиозного экзистенциализма, признававшего существование Бога. Однако уже у него Бог предстает как закрытая система, поэтому человек обречен на одиночное существование. Установление связей с другими людьми представляется Кьеркегору также невозможным. Отсюда главные переживаемые человеком чувства - это страх и отчаяние. Он оставляет человеку единственный возможный выход - надеяться на спасение, шансы на которое весьма невелики. Вера может стать спасением, но вера не означает избавление от одиночества и приближение к Богу. Тем самым у Кьеркегора становится не важным существование человека во времени.
Напротив, Хайдеггер помещает бытие человека в конкретные временные и исторические условия. Однако он считает, что наличие общественных связей мешает человеку обрести себя, поэтому он также обрывает все связи человека с другими, более того, в том числе с Богом, погружая человека в полное одиночество - человек один на один с собой и собственным бытием. В итоге человек погружается в Ничто, в результате переживает весь ужас потери себя, после чего он обретает способность «выйти из спячки» и стремиться к достижению собственной экзистенции. Таким образом, у Хайдеггера человек в своей сущности также одинок, но общество и мир ему нужны, чтобы осознать себя и найти свое место в мире.