Понятие экзистенциализма


Понятие экзистенциализма

Сущность экзистенциализма

Определение 1

Экзистенциализм - направление в философии XX века, которое признает исходной точкой бытия индивидуальное существование (экзистенцию).

Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (философия Бердяева и Шестова), позже распространился в Германии (Хайдеггер, Ясперс), а во время и после Второй мировой войны стал популярен во Франции (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар).

Экзистенциализм распадается на две ветви:

  • религиозный, который связывает сущность человека с Богом, а основу человеческого существования с вечностью (Ясперс, Марсель, Шестов);
  • атеистический - человек признается единственным субъектом, который должен существовать по своим собственным ценностям (Сартр, Камю, Хайдеггер).

Сам термин экзистенциализм был заимствован у С. Кьеркегора. Именно он выдвинул тезис о невозможности постижения бытия через рациональное познание. В противовес гегелевской традиции стремится к объективизму в познании и считать бытие как завершенную и замкнутую систему, Кьеркегор выдвинул на первый план субъективное и личностное начало в человеке, определив в качестве предмета философии «единичное» существование - конкретного духовного индивида.

В экзистенциализме можно выделить несколько ключевых пунктов:

  • понятие экзистенции;
  • понятие «пограничных ситуаций»;
  • понятия «страх», «отчаяние», «покинутость».

Сартр считается единственным философом, который причислял себя именно к экзистенциализму. Как и Кьеркегор, он исходил из того, что «существование предшествует сущности», т.е. истоки бытия необходимо искать через субъект.

Под экзистенцией Сартр понимал единственный наличный момент деятельности, субъективный в своей сущности. Он неустойчив, мир вокруг постоянно теряет свое равновесие. В одном из своих самых известных произведений «Тошнота» Сартр показывает, что окружающий мир лишен смысла, придать ему смысл может только акт осознанного выбора.

Экзистенциализм заявляет, что смысл жизни отсутствует, человек появляется в этом мире без какой-либо определенной миссии или цели. Человек просто существует, однако в процессе своего существования именно сам человек делает из себя то, что он хочет. По мнению экзистенциалистов человек не определяется действием каких-либо факторов - природой, обществом, наследственностью и т.д. Имеет значение только экзистенция. Человек не является предметом или объектом, к которому прилагаются усилия, он - действующий субъект.

Под «пограничными ситуациями» в экзистенциализме фигурируют ситуации, в которых человек поставлен перед выбором, определяющих его дальнейшую судьбу. Крайним таким моментом является ситуация, когда человек находится на грани жизни и смерти. Тогда происходит переосмысление взглядов, ориентиров, ценностей. Только после прохождения таких пограничных ситуаций формируется конкретное и полное понимание экзистенциального существования.

Человек в экзистенциализме одинок, он переживает чувства страха, скуки, отвращения. Однако человек способен противостоять им, а не бежать, а силы для этого он находит в самом себе, в глубинах собственной личности. Одиночество человека означает, что он сам выбирает свою судьбу. Для экзистенциалистов «темные» чувства являются тем, что может удержать человека от легкомыслия и пустых поступков.

Абсурдность жизни и философское самоубийство

А. Камю является одним из выдающихся французских писателей и философов. Уже в своей ранней работе «Лицо и изнанка» он рассуждает о бессмысленности существования человека. Речь идет о переживании исключительно индивидуального бытия, ограниченного в своем социальном проявлении, глубоко личном и по существу бессодержательным. В таком свете жизнь предстает как непрерывное страдание души, а вся жизнь - как цепь бесцельных действий.

Это стало предтечей философии абсурда, изложенной им в произведении «Миф о Сизифе». Центральным в нем является вопрос о смысле жизни. Мир и жизнь у него представляют собой абсурд. Под абсурдом понимается то, что лишено рационального начала, лишенное смысла и связью с реальностью, то, что не может найти себе рационального объяснения. Абсурд присущ лишь человеку: «Если абсурд и существует, то лишь во вселенной человека».

Примирить с миром абсурда может только лишь самоубийство, т.к. в данном случае исчезнет один из полюсов мира (сам человек). Однако Камю не может объяснить себе причины самоубийства, т.к. оно означает не просто бегство, но и проигрыш, ведь истреблен тот, кто начал задавать вопросы. Для него настоящее самоубийство - не выход.

Камю видит один путь - «философское самоубийство». Оно представляет собой «скачок» через стену абсурда, когда на место ясного понимания абсурдности мира приходит иллюзия, миру приписываются реально несуществующие черты, такие как любовь или разум. Однако это дает человеку возможность примириться со своим существованием.

Тема свободы в экзистенциализме

Одна из основных тем в творчестве Сартра - тема свободы, которую он понимал как неотъемлемую часть человека, неотделимое от его судьбы. Свобода лежит в основе сущности человека. Однако свобода человека состоит из множества совершаемых им выборов, тем самым он сам моделирует себя. Так свобода оказывается связанной с личной ответственностью.

Камю раскрывает тему свободы через миф о Сизифе. Через абсурдность мира Камю переходит к свободе человека, которая заключается не в том, чтобы постоянно упрямиться или сопротивляться, а скорее сознательном бунте против существующих условий, внешних и внутренних. Это восстание и против себя, своей собственной темноты и невежества. Такое восстание означает поставить под вопрос свое собственное существование.

Сизиф является одним из абсурдных героев, который осужден за свою непреклонность богами на вечные муки, а именно поднятие большого камня на вершину горы, с которой он неизменно скатывается, а труд Сизифа начинается вновь. Однако Сизиф, с точки зрения Камю, смог примириться с такой жизнью, тем самым смог возвыситься над нею. Это сделало его тверже собственного камня. Несмотря на тяжелый и бессмысленный труд, Сизифу не чуждо ничто человеческое, он продолжает любоваться красотой ночи и своей горой, сама борьба с камнем наполняет его сердце радостью. Поэтому Сизифа следует представлять себе счастливым.

У экзистенциалистов свобода предстает как тяжкое бремя, которое несет человек. У человека есть выбор - быть свободным или быть как все, отказавшись от собственной сути. Мир, в который погружается человек - это неподлинное бытие. Свобода выражается в действии. Неумение принимать ответственность за себя и свои действия означает лишения себя подлинной свободы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :