Немецкий экзистенциализм


Немецкий экзистенциализм

Определение] Экзистенциализм — философское течение, которое подлинным проявлением бытия считает переживание человеком своего существования, то есть экзистенции, здесь на первое место выходят чувства «маленького» человека, а философия становится призванной помочь человеку обрести собственное «Я» и совершить правильный выбор. В философии экзистенциализма выбор, свобода человека и смысл его жизни становятся центральными темами. [/Определение]

На формирование экзистенциализма оказала значительное влияние философия С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше, М. Унамуно, Шиллера, Гуссерля.

Экзистенциализм зарождается в XX веке, для него характерен трагический тон и пессимистическая окраска, обусловленная историческими предпосылками, такими как: кризис, который объял весь мир, перед началом первой и второй мировых войн, в области экономики, политики, нравственности, ядерное оружие и экологическая катастрофа, фашизм, преступления против человечества и т.д. Все это заставляет сомневаться философов в традициях гуманизма и рационализма. Так как гуманизм не помог человеку избежать войн, также как и рационализм, ведь научные открытия не сдерживали противников в войне, а наоборот способствовали массовому уничтожению людей. Возникает так называемое «потерянное поколение» - в трудах философов, литераторов начинает формироваться новое понимание человека.

Первые труды по экзистенциализму появляются в немецкой философии ( книги Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера), далее вторая волна экзистенциализма возникает во Франции в трудах Жан-Поля Сартра, Альбера Камю. Отдельно и несколько по-своему получает развитие экзистенциализм в России.

Замечание 1

Экзистенциализм также разделяется на религиозный и атеистический.

Экзистенциализм Карла Ясперса

Немецкий философ Карл Ясперс разделяет идеи религиозного экзистенциализма. Неразумность мира, по Ясперсу, это все лишь видимость, скрывающая истинную разумность. Ясперс считает, что человек рождается, живет, не осознавая своей собственной природы, он слеп в вопросах собственных возможностей, на него влияют внешние обстоятельства при принятии решений. Только в пограничных ситуациях, когда человек находится на грани жизни и смерти, человек начинает понимать, что он такое. Так он обретает собственное «Я» и соприкасается с трансцендентным.

К.Ясперс выделяет три вида бытия:

  • предметное бытие — мир явлений, воспринимаемый как чувственный. Человек ориентируется в предметном бытии с помощью антропологии, истории, социологии, психологии и т.д.
  • бытие человеческого «Я» - необъективируемая экзистенция. Человек может проникнуть в экзистенцию, но не познать, так как экзистенцию невозможно познать рационально. Также экзистенция не явлется объективированной.
  • трансценденция — Бог, мир сверхразумного, недоступный человеку. Здесь речь идет о метафизике, которая открывает только одну истину: трансцендентное действительно существует. Знание о Боге не может быть выражено посредством ни одного шифра или языка, но человек может духовно взаимодействовать с Богом.

Карл Ясперс выделяет два вида коммуникаций:

  • коммуникации экзистенций с экзистенциями (общение между людьми)
  • коммуникации человека с трансцендентным, то есть Богом.

Условием коммуникации экзистенций является наличие общего духовного истока («осевой эпохи»), то есть общечеловеческих ценностей. Именно на ней строятся человеческие отношения и человеческое взаимопонимание. Поэтому важнейшей задачей человечества является сохранение системы общих для всех ценностей. Назначение философии в этой цели общепланетного значения заключается в том, чтобы соединять людей с помощью философской веры.

Определение 1

Философская вера — это новый тип веры, которая стоит выше других религий, потому что имеет общечеловеческое значение.

Экзистенциализм Мартина Хайдеггера

У Мартина Хайдеггера философия бытия рассматривается и наполняется специфическим содержанием. Под бытием он понимает существование вещей во времени. Бытие становится синонимичным понятию экзистенция. Немецкий философ стремился раскрыть смысл бытия. По его мнению именно конечность существования придает жизни человека смысл.

Хайдеггер замечает, что бытие и познание — традиционные вопросы классической философии, приводили к тому что бытие изучалось понятийно.

Он прибегает к разделению предмета на: онтическое (понятие), онтологическое (то, что делает сущее существующем).

Он также критиковал возможность исследовать бытие при помощи идеализма, то есть посредством понятий. Мартин Хайдеггер приводит следующий пример. Он рассматривает мел, как совокупность качеств и задается вопросом является ли существование одним из его качеств? Существование не является качеством, в то время как понятиям соответствуют именно качества. Таким образом, нельзя понятиями выразить само существование.

Время — это характеристика бытия, его нужно рассматривать как временное бытие.

Время подразделяется на:

  • подлинное время («первоначальное время») — то время своей жизни, которое человек наполняет совими переживаниями.
  • не подлинное время («производное время») — это время, которое течет вне зависимости от человеческих переживаний, то есть фактическое, объективное время.

Хайдеггер приходит к выводу, что и человеческое бытие может быть подлинным и не подлинным.

Подлинное бытие — это бытие состоящее из подлинного времени, предполагающее переживание человеком своей жизни и будущего.

Не подлинное бытие — это бытие, которое остается не реализованным в физическом времени.

Для Хайдеггера человек постепенно осознает свое место в мире, приходит к возможности свободного выбора, переживая страх за свое будущее. Это и есть экзистенция. Для того, чтобы обрести подлинное бытие, человеку необходимо испытывать страх смерти, понимать свою конечность, что позволит испытывать вкус каждого момента в жизни, снимет пелену повседневности с глаз и сможет видеть истинную ценность жизни. Полностью же осознать бытие человек может только перед смертью.

Он предлагает различать бытие человека от существования других вещей.

Dasein – буквально переводится как «здесь-бытие» , бытие человеком, как конкретное бытие конкретного человека, в конкретный настоящий отрезок времени.

Человек представляет собой часть бытия, человека характеризует экзистенция — понимающее себя бытие.

Dasein предворяет сознание, первичное в человеке — экзистенция.

Не самодостаточность Dasein, человек «пришит» к вещам мира.

Природе экзистенции присуще трансцендирование, человек занимает особое место в мире.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :