Неклассическая философия и экзистенциализм


Неклассическая философия и экзистенциализм

Понятие неклассической философии

Неклассическая философия представляет собой сборное, категориальное понятие, объединяющее целую плеяду разнообразных философских течений, возникших в девятнадцатом и двадцатом веках в качестве критики классической философии с одной стороны и как попытка ответить на основные жизненные вопросы человечество в ситуации потери надежных ориентиров с другой.

Предпосылки к возникновению неклассических подходов были заложены в самой классической философии, а также логике культурно-исторического процесса. Идеалы классической философской мысли, кристаллизовавшиеся начиная с эпохи Возрождения и достигшие апогея в работах Гегеля и Канта, воспевали превосходство разума, познания и просвещения, как универсальных путей для прогресса человеческого общества и разрешения его проблем.

Однако данные идеи оказались не способны предсказать или повлиять на реальный ход исторических событий, когда итогом политики просвещения и научно-технического прогресса стало не наступление золотого века, а дестабилизация и хаос в обществе, слом вековых социальных устоев, революционные движения и нарастание социальной напряженности и агрессивности.

Классическая философия не смогла соответствовать практическим потребностям ни общества, ни науки, что привело к ее широкой критике. Различные системы неклассической философии концентрировали свое внимание на разных аспектах бытия, однако объединяющим их звеном выступало отрицание разума, как ведущей силы, источника объективного познания о мире, а также обращение к насущным потребностям человека, науки, общества.

Направления неклассической философии

К основным направлениям неклассической философии можно отнести такие течения, как:

  • позитивизм
  • практицизм
  • экзистенциализм
  • волюнтаризм
  • герменевтика
  • феноменология

Идеи позитивизма связаны с безграничным потенциалом и всеобъемлющей силой науки, способной изучать любую предметную область и давать конкретные результаты. В отличие от классической философии, предлагавшей идеалистические взгляды на познание, позитивизм постулирует критическое отношение к знанию, необходимость его эмпирической проверки и перепроверки, обосновывает принцип постоянного развития, уточнения и дополнения существующего знания о мире. Философия играет роль интегратора научных знаний, составителя обобщенной картины мира.

Практицизм предполагает отказ от осмысления духовных и метафизических вопросов в пользу получения практической выгоды из любого знания, культуры, социальной активности. Любой объект окружающего мира практицизм рассматривает с точки зрения его прикладных свойств, а сам мир воспринимает как иррациональное, хаотическое место, обеспечить комфортное существование в котором человек способен с помощью интеллекта, как механизма для формирования безошибочных решений и связей между объектами.

Волюнтаризм рассматривает волю как одно из первоначал бытия, при этом воля имеет генерализованный и иррациональный характер, она воплощается в природе через частные аспекты – объективации. Человек рассматривается как высшее проявление объективации, а его разум как инструмент для возбуждения воли, но не управления ею. Воля порождает в человеке череду детерминирующих потребностей и желаний, которыми он не управляет, в следствии чего вынужден вступать в борьбу с другими людьми и природой, а также испытывать неудовлетворение. Обуздание воли возможно через искусство или воздержание, что в конечном итоге ведет к переживанию страдания, высшей степенью которого является переживание «боли всего мира».

Феноменология предлагает глубокую переработку теории познания, отказ от постулата существования сознания лишь при его направленности на предмет. С точки зрения Гуссерля, как основного идеолога феноменологии, анализ должен осуществляться посредством феноменологической редукции, как отвлечения от практического, конкретного характера предмета, его исторической представленности и значения, в пользу рассмотрения характера возможностей самого восприятия объекта, существования смысловых полей, носящих вневременной, внеопытных характер. Редукция предполагает двухуровневое действие, после освобождения предмета от всех его признаков и превращения в простой факт сознания, становится возможным его помещение в сферу чистого знания и постижение истинного смысла.

Феноменология оказала значительное влияние на развитие герменевтики, как учения о расшифровке и толковании текстов, философская проблематика которого состоит в передаче индивидуального характера и смыслов каждого произведения в противовес тенденции к поиску общих закономерностей, принятой в классической философии.

Экзистенциализм

Философия экзистенциализма сложилась в первой четверти двадцатого века и получила широкое распространение за время Второй мировой войны и после нее. Данное течение сконцентрировано на осознание абсурдности бытия, представление мира как иррационального и враждебного места в которое человек попадает по чистой случайности, без какой-либо цели или предназначения.

Жизнь человека — это страдания, связанные бесконечным одиночеством его индивидуального бытия, так как любые попытки осмысления, окружающего бесплодны и иллюзорны. Вместе с тем существуя в абсурдном мире человек обладает безграничной свободой, так как никакие факторы и условия этого мира не способны повлиять на него, ведь они не более чем его иллюзии. В соответствии с этим именно человек является источником активности и главной детерминантной своего поведения, а мир выстраивается в зависимости от его представлений.

Замечание 1

Обладание абсолютной свободой накладывает на человека бремя абсолютной ответственности, ведь осознавая экзистенцию – бытие, человек признает абсурдность реальности и, как следствие, иллюзорность своего представления о мире. В итоге принимая свободные решения он начинает нести ответственность за все происходящие в мире события, ведь это итоги его волеизъявления.

Осознание экзистенции и переход к истинному бытию возможен лишь через переживание пограничных состояний – ситуаций в которых личность оказывается в крайне эмоционально перегруженных условиях – на краю гибели, переживании острого горя или религиозного экстаза.

В настоящее время выделяют два течения экзистенциализма:

  • религиозный
  • светский
Замечание 2

Однако, не смотря на поиск различий между этими двумя направлениями, наиболее здравой представляется позиция, согласно которой они различаются лишь терминологически, обозначая сущность бытия через бога или ничто.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :