Хайдеггер поставил в центр своей философии проблемы бытия, которые неразрывно были связаны с личностью человека. Он отвергал традиционное гуманистическое понимание человека, противопоставив ему собственное понимание гуманизма, который выражается в стремлении освободить человека от вещественных оков эссенции и открыть ему возможности для трансцендирования. Он отвергал представления предшествующих философов о заданности сущности человека, неважно в каком виде она выражается (разум, дух, образ Бога и т.д.).
Хайдеггер считал, что в человеке есть нечто более глубокое и неповторимое, которое нельзя свести к определенного рода характеристикам или свойствам. С точки зрения Хайдеггера, это сам человеческий способ существования, именуемый им как Dasein.
Dasein - понятие в философии Хайдеггера, означающее сущность бытия, наличное бытие.
Бытие предстает как открытое и незавершенное. Человеку присуща такая способность экзистировать, что означает выход за привычные рамки существования, расширение пределов собственного бытия в целях его познания, поиск ответов на свои экзистенциальные вопросы. Тем самым, несмотря на заявление о непреодолимом внутреннем одиночестве человека, Dasein предстает как открытая система, а человек обретает возможность искать и найти свою собственную сущность и свое место в мире.
Однако в своей философии Хайдеггер доходил до крайности, отделяя от экзистенции все человеческие качества и черты, оставляя за ней только открытость и размыкание. Он игнорировал телесную составляющую, дух, сознание, конкретность Я. Он стремился очистить Dasein от любой субъективности, представляя конкретное единичное бытие как анонимное, лишенное присутствия живого реального субъекта.
Философия Сартра во главу угла ставит человека, но, в отличие от Хайдеггера, человек к него существо живое, земное и предельно конкретное. В ней воплощается экзистенциальный принцип слияния бытия и человека, воплощенный в понятие экзистенции, под которым подразумевается именно человеческое существование. И если Dasein Хайдеггера принципиально лишено телесности, то у Сартра, напротив, оно присутствует как знак конечности (смертности) человеческого существования.
В одной из основных работ, а именно «Экзистенциализм - это гуманизм», Сартр показывает связь между этими двумя явлениями. Называя себя сторонником атеистического экзистенциализма, Сартр считает его более последовательным, чем другие философские направления. Он считает, что даже в отсутствии Бога есть один пласт бытия, в котором существование предшествует сущности, т.е. существует бытие, которое есть еще до того, как можно определить его реальность. Это бытие человека.
Человек первоначально ничего собой не представляет, он сам себя делает, в таком понимании нет никакой заранее данной природы человека, как и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, в процессе своей жизни проявляя волю, делая себя таким, каким хочет. В этом проявляется его субъективность. Экзистенциализм видит в человеке субъекта, а не объекта, тем самым придавая человеку достоинство.
При этом в выборе, который осуществляет каждый, заложен принцип ответственности, т.к. его осуществление означает утверждение ценности того, что мы выбираем, поэтому ни в коем случае нельзя выбирать зло. То, что выбирает человек - является благом. Однако не может быть благо для всех. Осознание этого факта влечет за собой за собой осознание следующих чувств:
Однако экзистенциализм не нужно воспринимать как пессимизм, напротив, Сартр трактует его как упрямый оптимизм. Человек делает себя сам, трус или герой делают себя таковыми именно сами, поэтому нельзя обвинять судьбу или Бога в такой участи. Экзистенциализм толкает человека к действиям, заставляя его жить как можно глубже и полнее осознавая и переживая свое существование.
Для Сартра человек обладает неизменным стремлением к свободе. Свобода, как определение человека, начинается в действии, но вместе с собственной свободой человек должен желать свободы других.
Для Ясперса основная цель философии заключается в самораскрытии человеческого бытия. С его точки зрения все истоки находятся в самом человеке. В качестве таких первоисточников он рассматривал следующие черты:
Способность человека удивляться заставляет его задаваться все новыми и новыми вопросами, толкая его на путь познания. Однако, чем дальше он заходит по этому пути, тем больше переживает сомнений, подвергая проверке на достоверность все познанное. Это, по мнению Ясперса, должно придать ему почву для уверенности. Однако в критический момент осознания себя человек переживает состояние потерянности и потрясенности. Осознание собственной слабости толкает на путь философии. В итоге он заостряет свое внимание на тех пограничных ситуациях, которые в обычной жизни склонен игнорировать или сознательно отвлекаться: страдание, борьба, представленность случаю, виновность, смерть.
В таких пограничных ситуациях раскрывается подлинное понимание экзистенции. Они заставляют человека пробудиться, прийти к пониманию смысла собственного существования, отвлечься от суеты мира. Наиболее часто к этому человека толкает столкновение со смертью.
Однако, как найти опору в жизни, когда мир вокруг настолько ненадежен? Ясперс видит ответ в коммуникации. В этом заключается специфичность экзистенциализма Ясперса. Он утверждает, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком, ему необходимо вступать в коммуникацию для контакта с другим самобытием. Первой ступенью является обретение себя, сосредоточение в себе, познание своего одиночества. Затем следует взаимное сближение и раскрытие себя другому. Это сопряжено с определенным риском, т.к. человек вынужден открыть и свои слабости. Также, как и Сартр, Ясперс говорит о свободе человеческой личности и его способности осуществлять выбор: «Я есть, пока я выбираю».