Схоластика – термин, означающий «школьное», элементарное учение о Боге, с помощью которого теологи-схоласты искали рациональные пути познания религии.
Рисунок 1. Фома Аквинский
Важнейшие проблемы схоластической философии включали в себя: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение разума и веры, свободу воли и теодицея, а также провиденциализм и борьбу с пантеизмом.
Наиболее ярким и самым крупным представителем изначальной, древней схоластики и всей западноевропейской науки был Фома Аквинский (1225 - 1274).
При жизни мыслитель был скромным доминиканским монахом, но его идеи используются и в современных философских, а также теологических учениях. Философия древнего мудреца представляет собой настоящую энциклопедию католической религиозной идеологии.
Сам писатель родился в Италии в небольшом городке Аквино, в аристократической богатой семье. Начальное образование получил в обычной монастырской школе, а затем продолжил учебу в Парижском университете, став там же преподавателем богословия и философии.
Учения Аквинского признал сам Папа Римский (1878 год), их приняли как официальную идеологию католицизма. На сегодняшний день на его идеях основано такое учение как неотомизм. За особые заслуги в развитии христианской идеологии церковь официально причислила к лику святых Фому Аквинского после его смерти, а его учения рекомендованы для изучения во всех духовных учебных заведениях.
Основная заслуга Аквинского — это разработка понятий и соотношения разума и веры в рациональном познании, а также исторического значения истин, приобретенных путем логических доказательств.
Эта проблема мгновенно стала одной из главных в средневековой науке, а ее решение прошло несколько сложных этапов:
Аквинский считал, что со временем под влиянием непрекращающегося роста исследований в области философии будет наблюдаться обострение споров по поводу содержания основных церковных догм. По мнению мыслителя, церковь будет обязана занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, которые возможно получить только с опорой на веру.
Схоластика древнего мудреца включает проблему универсалий, где его взгляды совпал с другими философами Древней Греции.
Проблема универсалий – это сочетание трех типов природы создания бытия - в самих вещах, в человеческом уме и после вещей.
Первые составляют сущность самой вещи, вторые же путем абстракции и активного ума извлекают универсалии из вещей. Третьи свидетельствуют о том, что универсалии существуют и после вещей и являются «мысленными универсалиями».
Сходство между указанными источниками наших знаний не означает их равенства и равноправия, поэтому между ними можно выделить существенные различия:
Такова была неординарная концепция соотношения веры и разума, которая была создана Аквинским, использующаяся до сих пор в современной религиозной философии. Реализуя эту гносеологическую установку, мыслитель уделял огромное внимание логическому обоснованию принятых на веру библейских истин.
В научном мире данное направление в религии помогает ученым с помощью логических объяснений доказать реальность существования Бога и священных писаний. За весь процесс становления схоластика приобрела свои характерные черты:
Именно учения Фомы Аквинского хорошо демонстрируют нам настоящий схоластический образ общественного мышления. По мнению философа, Бог является высшим началом и представляет собой само бытие.
Фома Аквинский различает бытие (существование) и сущность (только в Боге бытие и сущность могут совпадать), но не противопоставляет их, а подчеркивает их общий корень.
Сущности изначально обладают самостоятельным бытием, в отличие от принятых акциденций, которые существуют только благодаря непостоянным субстанциям. Аквинский же рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Судя по основе схоластики, данная область науки представляла собой формальное учение, состоящее из насаждения разнообразных рассуждений, которые были несовместимы с реальностью и жизнью.
Главным аспектом учения философа является обязательная гармония веры и человеческого разума. Долгое количество лет ученый пытался найти доказательства того, что Бог реален и существует. Его философское учение официально было признано «единственно верным и истинным» католицизмом, так как именно Аквинский являлся самым ярким представителем теории схоластики.
Согласно схоластике мудреца, философия является служанкой богословия, как и наука в целом. Указанные направления существуют для того, чтобы помогать людям постичь истину христианской религии, потому что для усвоения богословия необходимо использовать философские знания.
Святой Фома верил, что наш мир создан только ради человека, в своих учениях он возвеличивает его.
В его нетрадиционной философии нашли ключевую роль такие гармоничные цепочки взаимоотношений, как: «вера - знание», «Бог - человек - природа», «индивид - общество» и «душа – тело».
Аквинский научился идеально оперировать противоположными утверждениями, поэтому его диспуты были оснащены логикой и диалектикой, которые философ пытался донести людям в церковных школах и университетах.
Именно Аквинский стал основателем традиции публичной полемики, однако считал слабой стороной схоластики – ее бездействие наряду с жизненными проблемами, так как этому течению чужды жизнь человека как таковая, его нужды и потребности.
Схоластика изначально стояла над всем этим и скорее являлась самоцелью, чем эффективным методом познания окружающего мира, предоставляя обществу чистоту учения о Боге.
С Фомой Аквинским завершается самый важный этап в становлении схоластики. Она смогла достичь высшего своего подъема, теоретически полноценно оформившись в систематически созданную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и сам человек — заняли каждый свое достойное место.