Схоластика в философии, ее периоды и этапы


Схоластика в философии, ее периоды и этапы

Определение 1

Схоластика – особое направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., которая характеризуется стремлением к общей систематизации и рациональному обоснованию христианского вероучения.

Схоластика

Рисунок 1. Схоластика

Само слово «схоластика» происходит от латинского schola, включая в свое определение весь учебный процесс. Этим термином обычно обозначается сама философия, которая преподавалась в школах средневековья.

Изначально данное направление не имело такого достаточно укоризненного смысла, с каким оно начало применяться в новые времена, когда схоластическая философия подверглась нападкам от представителей нового умственного движения. Теперь слово «схоластика» используется не только по отношению к древней науке, но и ко всем критериям современного образования.

По своим отличительным чертам это философское течение включает в себя религиозную науку не в смысле свободного понимания в области основных вопросов нравственного становления характера, она наполнена интересными логическими понятиями и методами мышления.

Философствование схоластиков первостепенно развивалось на базе установленного учения древней церкви и тех работ античной философии, которые смогли сохраниться до средних веков.

В этом двойном богословском толковании высшее место предназначалось церковному учению, где большим уважением пользовалось и философское предание. Эта задача соединила оба метода в нечто целое. При выполнении поставленной задачи исходили из того критерия, что человеческий разум и откровение исходят от одного источника света - от Бога.

Замечание 1

В период своего яркого расцвета схоластических концепций философия и теология быстро перешли одна в другую, но очевидное различие их природы вскоре проявил себя - богословие и философское течение резко обособились друг от друга.

Развитие схоластики

Схоластика представляет собой сформированную классическую форму всей религиозной философии, поэтому в ее развитии исследователи истории выделяют следующие периоды:

  • ранняя схоластика (IX-XII век);
  • зрелая схоластика (XIII век);
  • поздняя схоластика (XIII - XIV вв.).

Ранняя схоластическая отмечается неким креном в сторону противоречивых идей платонизма и существующего в те времена неоплатонизма. Ее самыми яркими представителями являются Иоанн Скот Эриугена, Пегр Абеляр и Ансельм Кентерберийский.

Период зрелой схоластики приходит на смену платонизму, где все учения имели сугубо христианский тотемизм, который в виде утверждений Фомы Аквинского - самого известного представителя схоластики - был признан и принят католической церковью. Схоластика на данном этапе достигает своего самого мощного расцвета в пределах деятельности огромного количества университетов, где создаются новые трактаты по логике и теологии, содержащие весь свод необходимых знаний.

Поздний этап развития схоластической философии представлен именами Иоанна и Уильяма Оккама, развивался на фоне внезапного ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали аспекты освобождения науки от влияния теологии, в результате возросло влияние позитивного и опытного знания.

Проблему разума и веры с полным правом можно считать основной проблемой схоластической философии. Впервые она четко актуализируется на заре средневековой науке. Знаменитое высказывание «Верую, ибо абсурдно» однозначно отметает человеческий разум в сложных вопросах веры, христианская религия становится абсолютно непонятной с позиции философского рационализма.

Проблемы становления схоластики

Проблемы становления схоластики

Рисунок 2. Проблемы становления схоластики

Неправильное понимание схоластики в философии как служанки богословия предугадало специфику метода мышления в целом. Задача этого течения состояла в логическом толковании истины создания этого мира. Эта цель была достигнута с помощью логики и была представлена в истинности религиозных догм. Оказалось, что все ранее существующие положения по самой своей природе алогичные и иррациональные, поэтому в них можно только верить.

К основным проблемам схоластической философии относят:

  • проблема союза знания и веры;
  • проблема правильного соотношения сущности и существования;
  • проблема природы и самой сущности общих понятий.

Знание и вера - непримиримые враги, которые абсолютно несовместимы друг с другом.

При таком подходе философы не только не отрицают религию, а напротив являются патриархами еретиков. Эту систему создали Тертуллиан и Петр Дамиани, которые выразили в ней апофатическую теологию и теорию двойственной непостижимой человеческим разумом истины.

Определение 2

Теория двойственной истины - это главный источник для изучения объектов философии и теологии, который рассматривает указанные критерии равноценными и независимыми друг от друга.

Вопрос соотношения сущности и истинного существования решается в схоластике как основная проблема теологическая, но научная суть этой проблемы оставалась прежней. Схоласты решали этот спор с позиций религиозной догматики, где весь существующий есть творение Бога. Следовательно, правильное познание Бога с помощью человеческого разума вполне возможно.

Замечание 2

Центральная проблема ранней схоластики наблюдалась в знаменитом конфликте между реалистами и номиналистами.

Спор шел о природе самих универсалий. Представители реализма полагали, что общее может существовать только в неразрывной связи с единичным. Такое решение вопроса носит в схоластической философии название «умеренного реализма». Номиналисты же настаивали на необходимости существования единичных вещей в одном целом, отрицая их индивидуальность.

Исследователи выделяют пять основных периодов схоластики. Первый из этих периодов – этап приготовления путей для расцвета схоластической философии, который начинается в 9 в. с Иоанна Скота Эриугены и завершается в конце 12 в. деятельностью выдающихся богословов. Второй период, который охватывает 13 в., называют в современном мире «золотым веком схоластики». Затем наступил период внезапного упадка интеллектуальной активности, продлившийся до эпохи Возрождения, который и открыл четвертый этап. Во второй половине 19 в. Схоластическое течение вступило в пору нового расцвета, которая длится до сегодняшнего дня. Этот последний этап принято называть нео схоластикой.

Внутреннее многообразие схоластики

Абсолютно во все, что осталось за пределами принятого церковью вероучения, можно отчетливо наблюдать глубочайшие различия в подходах и позициях становления схоластики. Под этим видом философии следует понимать не столько общность и суть всех учений, а также постоянную и цельную духовную среду, в которой различные схоласты писали и создавали свои учения. Особенно большое значение имело то, как сами представители схоластики использовали популярную в те времена философию.

Замечание 3

В центре их внимания всегда находились прописанные в божественном Откровении истины, которые необходимо было не только защищать от неправильных толкований, но также развивать и интерпретировать в обществе.

Чтобы осуществить такие задачи в реальности, схоласты обычно опирались на идеи мыслителей и философов предшествующих эпох, в результате и не смогли добиться более глубокого понимания конкретных богословских положений и создать собственные философские концепции. Интеллектуальная атмосфера в последующих столетиях четко характеризовалась двумя основными указанными чертами, но была оснащена собственными характерными особенностями.

С известными оговорками можно утверждать, что современная схоластика смогла возродить многие замечательные особенности и черты средневековой схоластики. Благодаря последовательному изучению оригинальных учений теологов и философов многие современные схоласты смогли осознать, что все творения о превосходстве веры над человеческим разумом вовсе не упраздняет противоречивую христианскую философию, а развивает и обогащает ее.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :