Схоластика – особое направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., которая характеризуется стремлением к общей систематизации и рациональному обоснованию христианского вероучения.
Рисунок 1. Схоластика
Само слово «схоластика» происходит от латинского schola, включая в свое определение весь учебный процесс. Этим термином обычно обозначается сама философия, которая преподавалась в школах средневековья.
Изначально данное направление не имело такого достаточно укоризненного смысла, с каким оно начало применяться в новые времена, когда схоластическая философия подверглась нападкам от представителей нового умственного движения. Теперь слово «схоластика» используется не только по отношению к древней науке, но и ко всем критериям современного образования.
По своим отличительным чертам это философское течение включает в себя религиозную науку не в смысле свободного понимания в области основных вопросов нравственного становления характера, она наполнена интересными логическими понятиями и методами мышления.
Философствование схоластиков первостепенно развивалось на базе установленного учения древней церкви и тех работ античной философии, которые смогли сохраниться до средних веков.
В этом двойном богословском толковании высшее место предназначалось церковному учению, где большим уважением пользовалось и философское предание. Эта задача соединила оба метода в нечто целое. При выполнении поставленной задачи исходили из того критерия, что человеческий разум и откровение исходят от одного источника света - от Бога.
В период своего яркого расцвета схоластических концепций философия и теология быстро перешли одна в другую, но очевидное различие их природы вскоре проявил себя - богословие и философское течение резко обособились друг от друга.
Схоластика представляет собой сформированную классическую форму всей религиозной философии, поэтому в ее развитии исследователи истории выделяют следующие периоды:
Ранняя схоластическая отмечается неким креном в сторону противоречивых идей платонизма и существующего в те времена неоплатонизма. Ее самыми яркими представителями являются Иоанн Скот Эриугена, Пегр Абеляр и Ансельм Кентерберийский.
Период зрелой схоластики приходит на смену платонизму, где все учения имели сугубо христианский тотемизм, который в виде утверждений Фомы Аквинского - самого известного представителя схоластики - был признан и принят католической церковью. Схоластика на данном этапе достигает своего самого мощного расцвета в пределах деятельности огромного количества университетов, где создаются новые трактаты по логике и теологии, содержащие весь свод необходимых знаний.
Поздний этап развития схоластической философии представлен именами Иоанна и Уильяма Оккама, развивался на фоне внезапного ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали аспекты освобождения науки от влияния теологии, в результате возросло влияние позитивного и опытного знания.
Проблему разума и веры с полным правом можно считать основной проблемой схоластической философии. Впервые она четко актуализируется на заре средневековой науке. Знаменитое высказывание «Верую, ибо абсурдно» однозначно отметает человеческий разум в сложных вопросах веры, христианская религия становится абсолютно непонятной с позиции философского рационализма.
Рисунок 2. Проблемы становления схоластики
Неправильное понимание схоластики в философии как служанки богословия предугадало специфику метода мышления в целом. Задача этого течения состояла в логическом толковании истины создания этого мира. Эта цель была достигнута с помощью логики и была представлена в истинности религиозных догм. Оказалось, что все ранее существующие положения по самой своей природе алогичные и иррациональные, поэтому в них можно только верить.
К основным проблемам схоластической философии относят:
Знание и вера - непримиримые враги, которые абсолютно несовместимы друг с другом.
При таком подходе философы не только не отрицают религию, а напротив являются патриархами еретиков. Эту систему создали Тертуллиан и Петр Дамиани, которые выразили в ней апофатическую теологию и теорию двойственной непостижимой человеческим разумом истины.
Теория двойственной истины - это главный источник для изучения объектов философии и теологии, который рассматривает указанные критерии равноценными и независимыми друг от друга.
Вопрос соотношения сущности и истинного существования решается в схоластике как основная проблема теологическая, но научная суть этой проблемы оставалась прежней. Схоласты решали этот спор с позиций религиозной догматики, где весь существующий есть творение Бога. Следовательно, правильное познание Бога с помощью человеческого разума вполне возможно.
Центральная проблема ранней схоластики наблюдалась в знаменитом конфликте между реалистами и номиналистами.
Спор шел о природе самих универсалий. Представители реализма полагали, что общее может существовать только в неразрывной связи с единичным. Такое решение вопроса носит в схоластической философии название «умеренного реализма». Номиналисты же настаивали на необходимости существования единичных вещей в одном целом, отрицая их индивидуальность.
Исследователи выделяют пять основных периодов схоластики. Первый из этих периодов – этап приготовления путей для расцвета схоластической философии, который начинается в 9 в. с Иоанна Скота Эриугены и завершается в конце 12 в. деятельностью выдающихся богословов. Второй период, который охватывает 13 в., называют в современном мире «золотым веком схоластики». Затем наступил период внезапного упадка интеллектуальной активности, продлившийся до эпохи Возрождения, который и открыл четвертый этап. Во второй половине 19 в. Схоластическое течение вступило в пору нового расцвета, которая длится до сегодняшнего дня. Этот последний этап принято называть нео схоластикой.
Абсолютно во все, что осталось за пределами принятого церковью вероучения, можно отчетливо наблюдать глубочайшие различия в подходах и позициях становления схоластики. Под этим видом философии следует понимать не столько общность и суть всех учений, а также постоянную и цельную духовную среду, в которой различные схоласты писали и создавали свои учения. Особенно большое значение имело то, как сами представители схоластики использовали популярную в те времена философию.
В центре их внимания всегда находились прописанные в божественном Откровении истины, которые необходимо было не только защищать от неправильных толкований, но также развивать и интерпретировать в обществе.
Чтобы осуществить такие задачи в реальности, схоласты обычно опирались на идеи мыслителей и философов предшествующих эпох, в результате и не смогли добиться более глубокого понимания конкретных богословских положений и создать собственные философские концепции. Интеллектуальная атмосфера в последующих столетиях четко характеризовалась двумя основными указанными чертами, но была оснащена собственными характерными особенностями.
С известными оговорками можно утверждать, что современная схоластика смогла возродить многие замечательные особенности и черты средневековой схоластики. Благодаря последовательному изучению оригинальных учений теологов и философов многие современные схоласты смогли осознать, что все творения о превосходстве веры над человеческим разумом вовсе не упраздняет противоречивую христианскую философию, а развивает и обогащает ее.