Основные проблемы схоластики


Основные проблемы схоластики

Философия в средние века изучалась только при церквях, где ее преподносили будущие священники и церковные служители. Главной задачей философских наук было не изучение реальности, а поиски рациональных и эффективных путей доказательства всего того, что в те времена провозглашала вера. Отсюда появилось и само название – схоластика.

Основные проблемы схоластики

Рисунок 1. Основные проблемы схоластики

Определение 1

Схоластика - особое направления средневековой религиозной мысли, которая была зависима от церкви и считалась «служанкой богословия».

Единственный предмет изучения древней теологии - божественное начало - являлся и целью философской науки. Начало развития схоластики исследователи истории относят на IX столетие, и ее становление продолжается до середины XV столетия.

Это направление в философии носило только религиозный характер, где весь мир не имеет права на самостоятельное существование, так как все на земле существует лишь в прямом отношении к богу.

Принцип схоластической философии был изначально предопределен еще в начале и заключался в правильном изложении истины с помощью разума и философии. Из этого вытекают три ключевые цели:

  • с помощью человеческого разума легче проникнуть в истины веры;
  • придать вере систематическую форму благодаря философским методам;
  • используя знания в философии, исключить критику святых истин.

В узком понимании слова схоластический способ заключает в себя только формально-логическую операцию конкретного вывода: из противоположных терминов, разнообразных возражений "за" и "против" выводятся такие заключения, которые помогают использовать схоластическую "диалектику" для подтверждения умозрительного содержания христианства.

Замечание 1

Схоластика в философии в основном сосредоточивалась в самой сущности на двух основных проблемах: на конфликте номинализма и реализма, а также на доказательстве существования Бога.

Среди многообразных проблем, которые были поставлены в философии средних веков можно выделить следующие:

  • проблема грамотного соотношений веры и знаний;
  • проблема соотношения единичного и общего;
  • проблема свободы воли;
  • проблема универсалий;
  • проблема доказательств существования бога.

В попытках найти решения для указанных проблем участвовали многие известные мыслители Древней Греции, Альберт Великий, Фома Аквинский и Аристотель Порфирий, которые пытались систематизировать саму концепцию взаимосвязи веры и разума, основывая свои учения на представлениях о целесообразности и практичности мира.

Христианское вероучение и схоластика

В спорах и диспутах вместе с аргументированной ссылкой на авторитеты все большее значение приобретает формально-логическое обоснование религиозных истин, средством достижения которых становится схоластический метод. Согласно христианскому древнему вероучению, Бог как истинный творец всего живого на земле содержит все прообразы существующих вещей.

Замечание 2

Каждый сотворенный предмет должен отображать или же копировать образец, который постоянно находится в божественном уме и несет ключевой отпечаток божественного совершенства.

Универсалии как целые родовые понятия считаются первыми носителями смыслового единства определенного класса единичных вещей. В схоластике вопрос ставится о создании мира и природе: как существуют универсалии - «до вещи» «в конкретных вещах» или «после вещи». Многие мыслители пытались найти ответ на вопрос: существует ли общий термин «человечность» объективно либо он существует только в отдельных людях.

Представители реализма утверждали, что проблема универсалии является центральной и выражает всю сущность вещи, которая обладает реальным бытием. Эти понятия предшествуют созданию единичных вещей и имеют свое высшее воссоединение с божественным разумом.

Замечание 3

Философы, представляющие схоластическое направление, разделили все существующее через высшую сущность, которая создана ни из какой материи. Универсалии бесконечно существуют в мышлении Бога, а вскоре обнаруживаются в сотворенных вещах как прямого доказательства.

Сущность и существование совпадают только в Боге

Противоположных и постоянных воззрений на природу создания универсалий придерживался номинализм.

Определение 2

Номинализм - философская позиция, которая полностью отрицает реальность общего рассматривающая все абстрактные понятия только как названия.

По мнению древних мыслителей, в нашем мире реально существуют определенные единичные вещи, а общие определения лишь слова, или же «имена вещей». В процессе понимания своего чувственного восприятия человек начинает осознанно познавать отдельные вещи и формирует правильное понятия, существующие по сей день в человеческом разуме как звуки, имена, знаки вещей и их безграничных свойств.

Это значит, что каждый человек не может в своем уме представить просто «мудрость», он всегда соотносит этот термин с вещами и мыслит нечто конкретное: не может быть мудрости вне мудрой души. Таковы взгляды на природу были вскоре утрачены и не нашли применения в последующих течениях.

Номинализм не признает существование универсалий, считая все божественные идеи единичными предметами, производимыми высшими силами. Ранние номиналисты считали, что в божественном разуме существуют реальные прообразы всех вещей, однако мнение поздних представителей номинализма были совершенно иными.

Согласно схоластической философии, Бог творит только индивидуальные и совершенно случайные вещи, а не необходимые. Различая интуитивное познание и абстрагированное мышление являются достаточно универсальными понятиями, которые формируют человеческий разум и им не соответствует реальность.

Допущение действительности универсалий ничем не доказано, а признание универсальных сущностей только изменяет сам принцип познания. Отсюда формируется знаменитый метод, который вскоре получил название «бритвы Оккама»: «Нельзя умножать вещи и сущности без необходимости», так как в этом нет ничего конкретного. Такая ситуация привела к отрицанию основной концепции схоластической философии, согласно которой наш мир рационалистичен, то есть существует некая первоначальная гармония слова и бытия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :