Философия в средние века изучалась только при церквях, где ее преподносили будущие священники и церковные служители. Главной задачей философских наук было не изучение реальности, а поиски рациональных и эффективных путей доказательства всего того, что в те времена провозглашала вера. Отсюда появилось и само название – схоластика.
Рисунок 1. Основные проблемы схоластики
Схоластика - особое направления средневековой религиозной мысли, которая была зависима от церкви и считалась «служанкой богословия».
Единственный предмет изучения древней теологии - божественное начало - являлся и целью философской науки. Начало развития схоластики исследователи истории относят на IX столетие, и ее становление продолжается до середины XV столетия.
Это направление в философии носило только религиозный характер, где весь мир не имеет права на самостоятельное существование, так как все на земле существует лишь в прямом отношении к богу.
Принцип схоластической философии был изначально предопределен еще в начале и заключался в правильном изложении истины с помощью разума и философии. Из этого вытекают три ключевые цели:
В узком понимании слова схоластический способ заключает в себя только формально-логическую операцию конкретного вывода: из противоположных терминов, разнообразных возражений "за" и "против" выводятся такие заключения, которые помогают использовать схоластическую "диалектику" для подтверждения умозрительного содержания христианства.
Схоластика в философии в основном сосредоточивалась в самой сущности на двух основных проблемах: на конфликте номинализма и реализма, а также на доказательстве существования Бога.
Среди многообразных проблем, которые были поставлены в философии средних веков можно выделить следующие:
В попытках найти решения для указанных проблем участвовали многие известные мыслители Древней Греции, Альберт Великий, Фома Аквинский и Аристотель Порфирий, которые пытались систематизировать саму концепцию взаимосвязи веры и разума, основывая свои учения на представлениях о целесообразности и практичности мира.
В спорах и диспутах вместе с аргументированной ссылкой на авторитеты все большее значение приобретает формально-логическое обоснование религиозных истин, средством достижения которых становится схоластический метод. Согласно христианскому древнему вероучению, Бог как истинный творец всего живого на земле содержит все прообразы существующих вещей.
Каждый сотворенный предмет должен отображать или же копировать образец, который постоянно находится в божественном уме и несет ключевой отпечаток божественного совершенства.
Универсалии как целые родовые понятия считаются первыми носителями смыслового единства определенного класса единичных вещей. В схоластике вопрос ставится о создании мира и природе: как существуют универсалии - «до вещи» «в конкретных вещах» или «после вещи». Многие мыслители пытались найти ответ на вопрос: существует ли общий термин «человечность» объективно либо он существует только в отдельных людях.
Представители реализма утверждали, что проблема универсалии является центральной и выражает всю сущность вещи, которая обладает реальным бытием. Эти понятия предшествуют созданию единичных вещей и имеют свое высшее воссоединение с божественным разумом.
Философы, представляющие схоластическое направление, разделили все существующее через высшую сущность, которая создана ни из какой материи. Универсалии бесконечно существуют в мышлении Бога, а вскоре обнаруживаются в сотворенных вещах как прямого доказательства.
Противоположных и постоянных воззрений на природу создания универсалий придерживался номинализм.
Номинализм - философская позиция, которая полностью отрицает реальность общего рассматривающая все абстрактные понятия только как названия.
По мнению древних мыслителей, в нашем мире реально существуют определенные единичные вещи, а общие определения лишь слова, или же «имена вещей». В процессе понимания своего чувственного восприятия человек начинает осознанно познавать отдельные вещи и формирует правильное понятия, существующие по сей день в человеческом разуме как звуки, имена, знаки вещей и их безграничных свойств.
Это значит, что каждый человек не может в своем уме представить просто «мудрость», он всегда соотносит этот термин с вещами и мыслит нечто конкретное: не может быть мудрости вне мудрой души. Таковы взгляды на природу были вскоре утрачены и не нашли применения в последующих течениях.
Номинализм не признает существование универсалий, считая все божественные идеи единичными предметами, производимыми высшими силами. Ранние номиналисты считали, что в божественном разуме существуют реальные прообразы всех вещей, однако мнение поздних представителей номинализма были совершенно иными.
Согласно схоластической философии, Бог творит только индивидуальные и совершенно случайные вещи, а не необходимые. Различая интуитивное познание и абстрагированное мышление являются достаточно универсальными понятиями, которые формируют человеческий разум и им не соответствует реальность.
Допущение действительности универсалий ничем не доказано, а признание универсальных сущностей только изменяет сам принцип познания. Отсюда формируется знаменитый метод, который вскоре получил название «бритвы Оккама»: «Нельзя умножать вещи и сущности без необходимости», так как в этом нет ничего конкретного. Такая ситуация привела к отрицанию основной концепции схоластической философии, согласно которой наш мир рационалистичен, то есть существует некая первоначальная гармония слова и бытия.