В самом конце эпохи средних веков в Италии происходит необычайный всплеск интереса к наукам о человеке. По-латыни слово «человек» читается как «гомо» в именительном падеже или «гоминис» в родительном падеже. Отсюда и возникло название наук о человеке: гуманитарные науки, или как их называли сами итальянские гуманисты – «студиа хуманитатис» («studia humanitatis», они использовали латинские термины, но поскольку латынь и итальянский язык находятся в близко родстве, то всем было понятно, о чём идёт речь).
Понятие гуманизм восходит к словосочетанию «studia humanitatis». Оно возникло в 14 веке и в его основе лежат идеи о достоинстве человека и его праве на счастье, свободу и творчество в земной жизни (до этого, в эпоху средних веков считалось, что человек может быть счастлив только в загробной жизни).
Гуманисты – основатели, сторонники и последователи гуманизма – ставила своей целью возрождение великой (как они её называли) античности, т.е. греко-римской древности. Отсюда возникло и название культурно-исторической эпохи, к которой они принадлежали – эпоха Ренессанса, или Возрождения.
Гуманизм начался, прежде всего, с историко-филологических исследований, т.е. он начался, прежде всего, с исследований письменных источников – разнообразных тестов (литературных, исторических, юридических, философских и т.д.). Излюбленными авторами итальянских гуманистов были такие выдающиеся деятели античные как философы Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерона, Сенеки, а также поэты Вергилий и Овидий и многие другие.
Итальянские гуманисты первыми обратили внимание на такие особенности античной культуры как её диалогичность, полемичность и, в целом, многоголосие – возможность высказывать в спорах различные точки зрения. Эту особенность античной культуры гуманисты хотели перенести на современность, на эту тему они много размышляли. Так, например, итальянский гуманист Марсилио Фичино писал по этому поводу: «Любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование ... Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки… Вся человеческая жизнь – постоянное размышление».
Тем не менее, не стоит смешивать учёные споры средневековых богословов (по-научному, «схоластов») со спорами итальянских гуманистов. У гуманистов споры – это, скорее, дружественные диалоги, где главное цель – сам процесс общения. Для средневековых же схоластов споры (они их называли «диспутами») имели совершенно иное значение: они являлись средством доказательства божественных, уже заранее известных истин.
В гуманизме Италии выделяют два течения:
«Гражданское» течение в итальянском гуманизме проявило себя особенно ярко во Флоренции. В этом нет ничего удивительного, поскольку большая часть итальянских гуманистов были выходцами из города Флоренции. В этом городе шла постоянная борьба за власть (ведь до середины 19 века не существовало единого итальянского государства, поэтому фактически в каждый итальянский город был самостоятельным государством). Поэтому флорентийские гуманисты особенно прославились тем, что искали идеал справедливости, хорошего правителя и гражданина-патриота. В их произведениях высказана тревога о состоянии нравственных устоев и правительства, и народа, а также высказаны причины проблем, которые они возводят к самим людям (а точнее, к их человеческим качествам). Но, в целом, флорентийские гуманисты были уверены, что человек способен, изменив себя, повлиять на общественную жизнь.
В культуре Возрождения политический трактат «Государь» (в некоторых переводах на русский язык трактат имеет название «Принц»), принадлежащий перу флорентинца Никколо Макиавелли (годы жизни: 1469-1527), занимает особое место.
Н.Макиавелли, опираясь на собственный опыт участия в политической жизни во Флоренции, создал образ правителя государства, который, по своей сути, представляет собой развенчанный идеал правителя. Государь, по Макиавелли, – это политик, в действиях которого лежит принцип «цель оправдывает средства», если эта цель ведёт к достижению благосостояния государства.
Н.Макиавелли считал, что государь должен быть способен и на насилие, и на хитрость, если эти хитрость и насилие нужны для защиты интересов граждан этого государства. Таким образом, государем творит насилие от имени своего народа и во благо его. Все действия государя, по Н.Макиавелли, должны быть всегда оправданы.
Значение работы Н.Макиавелли состоит в том, что он показал то, что искусству управления государством присущи свои принципы и законы, отличные от принципов морали и религии. Таким образом, Н.Макиавелли принципиально по-новому поставил вопрос о роли морали в жизни общества и государства.
Итальянский гуманист Лоренцо Валла (годы жизни: 1405-1457) был одним из тех, кто понял и осмыслил жизнь человека как самодостаточную ценность. Этот гуманист – автор сочинения «Об истинном и ложном благе», в котором критикуются религиозные идеи о воздержании.
В отличие от церкви, которая проповедовала аскетизм, Л.Валла утверждает, что «наслаждение есть благо, которое ищут повсюду и которое заключается в удовольствии души и тела». Л.Валла подчёркивал, что человеческая жизнь должна быть обращена к творческому действию, к яркой жизни, а не к смерти, как этому учила средневековая христианская философия.