Христианская философия - это мировозренческая установка, которая основана на вере в христианские ценности. Христианские философы занимались решением проблем соотношения веры и разума, противоречий между волей человека и божественной волей, выдвижением доказательств бытия Бога, место человека в мире и др.
Наибольшее развитие христианская философия получает в Средние века, в это время философами создаются ценные труды, идеи которых заложили основу современной культуры. Выделяют несколько этапов развития христианской мысли: патристика и схоластика.
Патристика - это совокупность учений отцов церкви, которые создавались в период раннего христианства и были направлены на экзегезу (объяснение) и апологетику (богооправдание).
Представителем латинской патристики является Тертуллиан, которому приписывается максима «верую, ибо абсурдно». Его знаменитый вопрос «Что общего у Афин и Иерусалимы, у Академии и церкви?» положил начало растущей контраверзы знания и веры.
Афанасий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Великий занимались решением тринитарной проблемы (о единосущности Троицы), путь спасения они видели в обретении духовности. Задача экзегезы решалась при помощи отрицательной теологии, или апофатической теологии. Она предполагает поиск ответов, что не есть Бог? «Ареопагитики» - труд, соединивший в себе апофатическую и катафатическую (положительную) теологию. К восточной патристике также относят Иоанна Дамаскина.
Значительной фигурой этого периода является Ансельм Кентерберийский. В своих трактатах философ создает естественное объяснение Бога, а также доказывает существование Бога только в самом понятии Бога. Согласно его трактатам даже безумец, утверждающий не существование Бога, тем не менее понимает смысл этого понятия. Наличие идеи Бога в сознании человека, таким образом, является доказательством объективного существования Бога.
В восточной патристике одним из первых принялся за задачу экзегезы Григорий Нисский. В «Большом катехизисном рассуждении» богослов впервые объединяет христианские догмы, придавая им системность и рационализируя.
Вдухе Платона Григорий Нисский разделяет мир телесный и мир духовный. Но вместе с тем философ указывает, что духовный мир, уже в духе неоплатоников, теряет свою зависимость от телесности, является результатом проявление бестелесных сил.
Согласно греческим философам человек выступает как микрокосм. Но богослов отмечает, что человек это больше, чем микрокосм: «Пытаясь возвысить момент человеческий, они говорили даже, что человек это микрокосм, образованный из тех же элементов, что и все прочее, вознося хвалу его природе, забывая при этом, что уподобляют его насекомому или мыши: ведь и они - из тех же четырех элементов... Откуда же быть человеку велику, коли подобен он космосу? Иной ли он, чем это небо, что вращается, чем земля, чем все, что движется вместе с землей? В чем же, по мнению церкви, величие человека? Не в космоподобии, но в том, чтобы быть образом Творца нашей природы».
Человек приближается к Богу, удаляясь от всего, что его отвергает. Григорий Нисский говорит, как и насколько человек способен познать Бога зависит только от него самого.
В западной патристике одним из крупнейших представителей христианской философии является Августин Блаженный (Аврелий Августин). Аврелий Августин — выдающийся епископ, чье наследие, по мнению исследователей, выходит за пределы догматики, религии, философии, он стоит у истоков западной средневековой культуры в целом.
Августин занимался изучением личности, как результата возникающих противоречий между волей человека и Божественной волей. При этом, он разделял мысль Платона, о душе и теле, как оболочке для души. Но для Августина тело — это не простая оболочка. Тело, так же как и душа, рассматриваются через концепцию творения и воскресения Христа. Согласно Августину, в его труде «В граде Божьем», в человеке есть нечто более глубокое, чем он сам. Богослов находит целую серию триад, свойственных человеку, проводя параллель с Богом, у которого три лица, при их единстве.
Он дополняет сократовское утверждение «познай самого себя», которое для него означает познай себя через образ и подобие Божие.
Августин Блаженный выдвигает три этапа в доказательстве Бога:
Богослов выделяет и атрибуты Бога — бытие, истина, любовь.
Схоластика - это уже систематизированная философия, призванная распостранять идеи христианства в учебных заведениях, а также сблизить идеи античной философии, в первую очередь философию Аристотеля, с христианским мировоззрением.
В период схоластики Фома Аквинский закладывает основы современного католицизма. Опираясь на учение Аристотеля, он стремился систематизировать основные теологические принципы. Он предложил такое решение конфликта между разумом и верой, которое бы удовлетворило церковь. Согласно христианскому философу все суждения, идущие вразрез с верой, являются ошибочными. То есть утверждается примат веры над разумом. Все противоречивые и необъяснимые вопросы Фома Аквинский решает путем выдвижения двух видов веры: