Основные черты христианской философии


Основные черты христианской философии

Идеи христианской философии

Христианство относится к одной из трех авраамических религий, наряду с исламом и иудаизмом.

Определение 1

Авраамические религии — это религии, основанные на монотеизме, восходящие к патриарху семитских племен Аврааму, который заключил завет с Богом, согласно Писаниям. Все авраамические религии в той или иной степени признают священное Писание.

Согласно сказанию об Аврааме союз с Богом был основан на трех пунктах:

  • избранность потомков Авраама,
  • получение Ханаанской земли потомками,
  • заповедь следовать установлениям Бога.

В результате эти положения легли в основу формирования христианства и ислама. В исламе избранность народа передается по линии Исмаила, который считается родоначальником арабов, а в христианстве по линии Исаака.

Замечание 1

Авраамические религии называют также религиями откровения, так как фундаментальной основой учений этих религий является идеи самораскрытия Бога, сообщение человеку своей воли.

В христианской философии Откровение понимается как тайна Бога, которая не познаваема человеком, но постигается им через проявления Божественной воли. Во всех авраамических религиях отрицается самоубийство и человеческие жертвоприношения. В отношении к Откровению заложены принципиальные различия между исламом, христианством и иудаизмом. Так, главным для иудеев является Синайское откровение, отражающее волю Творца, которая не может быть изменена или отменена. В христианстве Новы завет призван дополнить Синайское откровение. Пророк Мухамед в Исламе воспринимается как последний из пророков.

Христианство является крупнейшей мировой религией с точки зрения географической распространенности и числу приверженцев (около 2,3 млрд). Оно возникает в I веке в Палестине, а как официальная религия христианство возникает в Великой Армении в 301 году. Христианство включает в себя многочисленные течения, крупнейшими из которых являются православие, католицизм и протестантизм. В 1054 году происходит раскол христианской церкви на православную и католическую, протестантизм возникает в XVI веке как результат Реформации в католической церкви.

Основные идеи христианской философии следующие:

  1. Бог для христианин является абсолютным совершенством, олицетворением Разума, Всемогущества, Любви и Благости. Человек может соединиться с Богом через Таинство Причащения.
  2. Богочеловек пришел к человеку для его спасения от смерти, греха и проклятия, сын Божий отождествляется с основателем религии — Иисусом Христом.
  3. Христианский антропоцентризм заключается в принятии человеческой личности как наивысшей ценности, которого Бог создал по своему образу и подобию, человек это бессмертное, духовное существо, наделенное свободой действий. Ничего не предрешено и не предопределено, согласно христианскому учению.
  4. Идеальное назначение человека заключается в бесконечном духовном усовершенствовании.
  5. Основой жизни христианина является смирение.
  6. Господство духа над материей, христианство дуалистично в метафизике: оно признает существование двух начал — материи и духа, и моноистично как религия: материя является абсолютно зависимой от духа.
  7. Человека прожившего жизнь в соблюдении заповедей Божиих ждет вечная жизнь в просветленном, вечном, материальном мире и блаженство воскресшей плоти.
  8. Для христианства не свойственен ни метафизический, ни моральный материализм. Зло не находится в материи, а распространяется на нее в результате извращенной свободной воли человека. Стремление к гармонии материи и духа.

Этапы христианской философии

Можно выделить следующие этапы развития христианской философии в соответствии с основными историческими эпохами:

  1. Средневековая философия. Этот огромный исторический период прошел под эгидой средневековой церкви, в центре мировоззрения средневекового человека был Бог (теоцентризм), Божье Провидение (провиденциализм), христианский антропоцентризм. В рамках средневековой христианской философии можно выделить несколько значимых и характерных этапов:

    • Послеапостольский период (II-III века), период апологетических учений. В это время появляются разнообразные секты, которые трактуют христианское учение не традиционно, вразрез Священному Писанию. Кроме того, христианство только начинало распространяться. Святые отцы церкви ставили своей главной задачей защиту христианства, объяснение основных идеи своей религии. * Период патристики, который приходится на (III-VIII века). Для этого периода характерно стремление гармонично совместить древнегреческое философское наследие с идеями христианства. Предпринимаются первые попытки систематизации христианского учения. К VIII веку христианская философия принимает все более оформленный вид, такие проблемы как Догма о Троице, интерпретация Священного Писания постепенно принимают общепринятый характер. Роль церкви становится все более общественно-политического характера.
    • Схоластика (IX-XIII века). В этот период христианские философы продолжают работу над систематизацией христианской философии, философы стремятся адаптировать философию Аристотеля к христианству.
  2. Реформация (XVI-XVII века) — это общественно-политическое и религиозное движение, которое направлено на изменение католического христианства в соответствии с Библией.

Замечание 2

Началом реформационного периода принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, доктор богословия, приколачивает «95 тезисов» к дверям виттенбергской церкви — тезисов, обличающих католическую церковь, в том числе индульгенцию. Результатом реформации стало провозглашение идеи духовного равенства, а за ним и политического.

  1. В периоды Нового и Новейшего времени христианство не перестает оказывать огромное влияние на дальнейший ход истории, христианская философия продолжает существовать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :