К основным проблемам христианской философии относят:
Несмотря на то, что существование Бога это сугубо духовное, и доказать его существование логическим путем невозможно, величайшие умы человечества стремятся привести основания, подтверждающие его бытие. В этом стремлении поиска истины, хотя оно и невозможно, заложены особенности познавательной деятельности человека.
Ансельм Кентерберийский в своих трактатах создает естественное объяснение Бога, а также доказывает существование Бога только в самом понятии Бога. Согласно его трактатам даже безумец, утверждающий не существование Бога, тем не менее понимает смысл этого понятия. Наличие идеи Бога в сознании человека, таким образом, является доказательством его объективного существования.
Доказательство Фомы Аквинского, предложенное в средневековье, отчасти не теряет своей актуальности и в более поздних попытках доказать бытие Бога. Он выделил пять следующих аргументов:
Помимо доказательств, выдвигаемых отдельными учеными, выделяются виды доказательств бытия Бога, основанные на определенном принципе. Перечислим некоторые из них:
Телеологическое (от слова «телос» - цель). Это доказательство основано на принципе целесообразности, а также открытым в XX веке физиками антропном принципе. Согласно этому принципу, физически доказано, что мир действительно возник не случайно, и в его основе лежат такие законы, которые поддерживают условия для присутствия в мире специального наблюдателя — человека.
Онтологическое доказательство (от слова «онтос» - существующее). Доказательство от существования. Для существования любой вещи требуются большие затраты энергии на ее поддержание. Так и жизнь человека на земле возникла по воле высших сил и, только благодаря постоянному присутствию и их поддержки, жизнь эта продолжается.
В христианской философии присутствуют сложные, противоречивые вопросы, на которые, пытаясь «оправдать» Бога и защитить христианские ценности, пытаются ответить философы и теологи. Одним из таких вопросов является проблема соотношения добра и зла в мире. Если Бог есть любовь, как объяснить наличие зла в мире?
Следует отметить, что для античности с ее пантеизмом вопрос о сосуществовании добра и зла не встал, так как одни боги ограничивали других, боги эти были не совершенны, испытывали зависть, ревность. Также материя рассматривалась как самостоятельное начало и источник несовершенства мира.
Согласно же христианству сотворивший мир Бог есть любовь. В теодицее предлагаются два основных варианта «оправдания»
Первый из них - объяснение несовершенства мира, предложенное протестантами. Мартин Лютер говорит, что если бы все в мире моржно было понять и объяснить, в том числе и присутствие зла, ненависти, воин, эпидемий, то не было бы необходимости в вере. Вера согласно христианской философии предполагает искреннюю веру вопреки существующим противоречиям в мире.
Во втором случае католики и православные объясняют наличие зла принципом свободной воли, которую дал Господь людям. Поэтому за несовершенство мира ответственен сам человек, который начиная с Адама, сам выбирает как ему поступать.
В христианской философии в рамках этой проблемы возникают два направления: - реализм и номенализм.
Под словом «реалии» понимались общие понятия, которые в отличие от конкретных понятий, обладают большей степенью реальности.
Реалии существуют независимо от конкретных вещей, и общие понятия не подвергаются чувственному опыту. У истоков реализма стоит Платон, со своим учением об идеях. Сторонниками этого направления являются Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин, Платон. Реализм стал основным теоретическим учением средневековой философии и был призван помочь осмыслить свойства божественного.
Номенализм — это течение, представители которого напротив, видели реальность в конкретных вещах, поддающихся чувственному опыту.
Согласно крайнему номенализму общие понятия являются лишь полезными сокращениями, а представители умеренного номенализма считали общие понятия именами в уме познающего субъекта. Номеналисты подрывали основные идеи христианской церкви, так как согласно этому течению, не может существовать единого Бога, существующего в трех лицах. Эту точку зрения разделяли Оккам, Росцелин, Буридан, Иоанн Дунс Скотт.
Климент Александрийский неустанно занимался поиском гармоничного решения конфликта между верой ("pistis") и знаниями ("gnosis"). Только гармоничное соотношение знани и веры делает человека христианином. В основе философии по его мнению лежит вера, однако нет ничего важнее разума для христианина, решившего углубить свою веру. При этом философия — союзница веры, которая не делает ее сильнее, но помогает защитить ее от нападков противников веры.
Абеляр выдвигал рационалистическую точку зрения, утверждая, что все идеи веры необходимо подвергать проверке при помощи разума, и все, что не подтверждалось логически, должно быть отброшено.
Авероэс выдвинул теорию двойственности истины. Он рассматривал науку и религию как две отдельные сферы, которые должны заниматься каждая своими проблемами, и не переступать границу. Таким образом, у ученого была своя истина, у христианина — своя. И возникшие противоречия являются следствием вторжения не в свою область.
Тертуллиан и Петр Дамиани считали причиной возникающих противоречий между разумом и верой в греховности разума. Вся необходимая истина уже открыта Богом в Евангелии.
Все три точки зрения не разделялись церковью.
Выдвижением точки зрения, которая не шла бы вразрез с церковью, занимался Фома Аквинский. Он предложил разделить веру на два вида: