Основные проблемы христианской философии


Основные проблемы христианской философии

К основным проблемам христианской философии относят:

  • доказательство бытия Бога
  • теодицею, или оправдание Бога
  • проблему самостоятельности материального мир
  • соотношение веры и разума

Доказательство бытия бога

Несмотря на то, что существование Бога это сугубо духовное, и доказать его существование логическим путем невозможно, величайшие умы человечества стремятся привести основания, подтверждающие его бытие. В этом стремлении поиска истины, хотя оно и невозможно, заложены особенности познавательной деятельности человека.

Ансельм Кентерберийский в своих трактатах создает естественное объяснение Бога, а также доказывает существование Бога только в самом понятии Бога. Согласно его трактатам даже безумец, утверждающий не существование Бога, тем не менее понимает смысл этого понятия. Наличие идеи Бога в сознании человека, таким образом, является доказательством его объективного существования.

Доказательство Фомы Аквинского, предложенное в средневековье, отчасти не теряет своей актуальности и в более поздних попытках доказать бытие Бога. Он выделил пять следующих аргументов:

  1. От движения. Все движимо какой-то силой, а это значит, что есть определенная первичная сила, источник движения всего.
  2. От причины. У любой вещи есть своя причина, а это значит, есть и первопричина всего Бог.
  3. От необходимости. Случайное всегда зависимо от необходимого, а это значит, что есть первоначальная необходимость — Бог.
  4. От степеней совершенства. Все вещи имеют определенные степени качеств по отношению друг к другу, следовательно есть абсолют, высшее совершенство.
  5. От целесообразности. Тот факт, что все вещи имеют определенное предназначение говорит о том, что есть разумное начало, придающее всему смысл.

Помимо доказательств, выдвигаемых отдельными учеными, выделяются виды доказательств бытия Бога, основанные на определенном принципе. Перечислим некоторые из них:

Телеологическое (от слова «телос» - цель). Это доказательство основано на принципе целесообразности, а также открытым в XX веке физиками антропном принципе. Согласно этому принципу, физически доказано, что мир действительно возник не случайно, и в его основе лежат такие законы, которые поддерживают условия для присутствия в мире специального наблюдателя — человека.

Онтологическое доказательство (от слова «онтос» - существующее). Доказательство от существования. Для существования любой вещи требуются большие затраты энергии на ее поддержание. Так и жизнь человека на земле возникла по воле высших сил и, только благодаря постоянному присутствию и их поддержки, жизнь эта продолжается.

Теодицея (богооправдание)

В христианской философии присутствуют сложные, противоречивые вопросы, на которые, пытаясь «оправдать» Бога и защитить христианские ценности, пытаются ответить философы и теологи. Одним из таких вопросов является проблема соотношения добра и зла в мире. Если Бог есть любовь, как объяснить наличие зла в мире?

Замечание 1

Следует отметить, что для античности с ее пантеизмом вопрос о сосуществовании добра и зла не встал, так как одни боги ограничивали других, боги эти были не совершенны, испытывали зависть, ревность. Также материя рассматривалась как самостоятельное начало и источник несовершенства мира.

Согласно же христианству сотворивший мир Бог есть любовь. В теодицее предлагаются два основных варианта «оправдания»

Первый из них - объяснение несовершенства мира, предложенное протестантами. Мартин Лютер говорит, что если бы все в мире моржно было понять и объяснить, в том числе и присутствие зла, ненависти, воин, эпидемий, то не было бы необходимости в вере. Вера согласно христианской философии предполагает искреннюю веру вопреки существующим противоречиям в мире.

Во втором случае католики и православные объясняют наличие зла принципом свободной воли, которую дал Господь людям. Поэтому за несовершенство мира ответственен сам человек, который начиная с Адама, сам выбирает как ему поступать.

Проблема самостоятельности материального мира

В христианской философии в рамках этой проблемы возникают два направления: - реализм и номенализм.

Замечание 2

Под словом «реалии» понимались общие понятия, которые в отличие от конкретных понятий, обладают большей степенью реальности.

Реалии существуют независимо от конкретных вещей, и общие понятия не подвергаются чувственному опыту. У истоков реализма стоит Платон, со своим учением об идеях. Сторонниками этого направления являются Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин, Платон. Реализм стал основным теоретическим учением средневековой философии и был призван помочь осмыслить свойства божественного.

Номенализм — это течение, представители которого напротив, видели реальность в конкретных вещах, поддающихся чувственному опыту.

Согласно крайнему номенализму общие понятия являются лишь полезными сокращениями, а представители умеренного номенализма считали общие понятия именами в уме познающего субъекта. Номеналисты подрывали основные идеи христианской церкви, так как согласно этому течению, не может существовать единого Бога, существующего в трех лицах. Эту точку зрения разделяли Оккам, Росцелин, Буридан, Иоанн Дунс Скотт.

Соотношение разума и веры

Климент Александрийский неустанно занимался поиском гармоничного решения конфликта между верой ("pistis") и знаниями ("gnosis"). Только гармоничное соотношение знани и веры делает человека христианином. В основе философии по его мнению лежит вера, однако нет ничего важнее разума для христианина, решившего углубить свою веру. При этом философия — союзница веры, которая не делает ее сильнее, но помогает защитить ее от нападков противников веры.

Абеляр выдвигал рационалистическую точку зрения, утверждая, что все идеи веры необходимо подвергать проверке при помощи разума, и все, что не подтверждалось логически, должно быть отброшено.

Авероэс выдвинул теорию двойственности истины. Он рассматривал науку и религию как две отдельные сферы, которые должны заниматься каждая своими проблемами, и не переступать границу. Таким образом, у ученого была своя истина, у христианина — своя. И возникшие противоречия являются следствием вторжения не в свою область.

Тертуллиан и Петр Дамиани считали причиной возникающих противоречий между разумом и верой в греховности разума. Вся необходимая истина уже открыта Богом в Евангелии.

Все три точки зрения не разделялись церковью.

Выдвижением точки зрения, которая не шла бы вразрез с церковью, занимался Фома Аквинский. Он предложил разделить веру на два вида:

  • положения, которые постижимы разумным путем. К ним относят положения о бессмертии души, существование Бога, его единство.
  • положения, находящиеся за пределами понимания человеческим разумом (о сотворении мира, первородном грехе, непорочном зачатии девы Марии и др.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :