Фундаментальное бытие в философии


Фундаментальное бытие в философии

Понятие бытие в философии

Понятие бытие является центральным в философии, вокруг которого формируется целый раздел - онтология.

Определение 1

Бытие - это целый, сложный, многоуровневый процесс существования, он включает в себя как объективное наличие предметов или явлений самих по себе, так и в сознании человека.

Уже в Древней Греции возникает бытие как самостоятельное понятие. Парменид считал, что бытие - это вечное и неизменное единство, это полнота всех качеств. В античной философии бытие отразило попытки найти универсальный принцип организации эмпирических явлений. У Платона бытие выступает как нечто вечное и неизменное, познающееся только разумом. Он противопоставлял чувственное бытие чистым идеям. Аристотель различал разные уровни бытия, идя от чувственно-конкретного до всеобщего:

  • Сущность;
  • Качество;
  • Отношение;
  • Место и время;
  • Обладание;
  • Действие;
  • Страдание.

В XVII веке появляется сам термин «онтология», которое обозначало учение о бытии, тем самым отделяло его от теологии, сконцентрированной вокруг религии. В XIX веке происходит важная веха в развитии онтологии - она дополняется принципом историзма, тем самым процессы бытия и его формы раскрываются на всем протяжении существования человечества, через проблемы времени и пространства, появляются новые темы, например, тождество бытия и мышления (Гегель).

Бытие как сложный феномен организуется в 4 основные формы: бытие природы (космоса), бытие человека, бытие духовного и бытие социального. Все эти формы взаимосвязаны, что подчеркивается такой категорией, как «субстанция».

Замечание 1

Центральным вопросом всей онтологии является вопрос об общих принципах организации бытия. Один из главных вопросов - истоки этого мира. Так, идеалистическое направление считает, что до мира вещей существовала особая идеальная реальность, которая стала источником мира, которая схожа с человеческим сознанием. Таким источником могла стать абсолютная идея, мировой разум и т.д. Именно она гарантирует устойчивость и гармоничность этого мира. Согласно материалистического подхода основа мира - материя, которая сама себя организовала и сама «кристаллизует» формы своего существования.

Материя и организация бытия

В античной традиции материя связана с представлениями о первовеществе, так, у Фалеса в этой категории использовалась вода, у Гераклита - огонь, у Демокрита - атом. В Новое время с развитием научных знаний свойства материи меняются, дополняясь физическими характеристиками, такими как тяжесть, плотность, масса, протяженность, непроницаемость и т.д. Как философская категория материя включает в себя все виды взаимодействий, все многообразие объектов и процессов.

Сейчас говорят о различных типах материальных систем и уровней организации:

  • Мегамир - звездные галактики, метагалактики, планеты;
  • Макромир - мир устойчивых форм, соразмерных человеку величин;
  • Микромир - мир атомов и элементарных частиц.

Структурные уровни материи представлены следующим образом:

  • Субэлементарный;
  • Микроэлементарный;
  • Ядерный;
  • Атомный;
  • Молекулярный;
  • Макроскопический;
  • Космический.

Материи свойственно движение, как внутреннее, так и внешнее, что отражает взаимодействие составных частиц материи. В результате этого взаимодействия меняются свойства, отношения и состояния, что обозначается термином движение. Основными свойствами движения являются универсальность и противоречивость. Универсальность означает сохранение материи при ее постоянном движении, возвращение в исходное состояние. Отсюда мы выходим на противоречивость - единство изменчивости и устойчивости, потенциального и актуального и т.д. Материя определяет сущность мира и является основой его единства.

Для характеристики бытия также важны такие свойства, как пространство и время.

Определение 2

Пространство - философское понятие, отражающее протяженность взаимно расположенных объектов и их элементов, имеющих материальные характеристики.

Определение 3

Время - философское понятие, выражающее продолжительность сосуществования бытия вещей и явлений, процессов, последовательность смены их состояний.

Время и пространство есть только там, где есть движущаяся материя. При этом они сами есть необходимая форма существования материи, материальные системы не могут существовать вне пространства и времени.

Случайность и бытие

Тема случайности достаточно много привлекала внимания в философии. Помимо классических представлений на природу случайности она изучается в постнеклассической науке, в частности, синергетике. Часть авторов считают, что случайности в мире нет, над миром царит необходимость. В таком случае понимание случайности - всего лишь субъективный феномен.

Пример 1

Так, например, Левкипп писал, что ничто не происходит попусту, за всем стоит причинная связь и необходимость. Спиноза также разделял подобные взгляды, считая, что все сущее подчиняется общему естественному порядку.

Другие же подчеркивают роль случайности в бытие, в том числе в строении и эволюции Вселенной, например, такие античные философы, как Эпикур и Лукреций Кар. Интересно, что о случайности в формировании Вселенной говорят и современные космологи.

Случайность как субъективный феномен является порождением человеческого сознания и невежества. Все события, которые человек полагает как случайные, сами по себе ничем не отличаются от того, что человек обычно считает как необходимость. Отличие только в том, что причины необходимости нам известны, а случайности - нет.

Пример 2

Так, Демокрит утверждал, что люди сами изобрели случай, чтобы списывать на него свою собственную нерассудительность.

Однако если мы допустим, что все в мире связано и присутствует онтологическая однородность процессов, при этом никакие причинно-следственные связи не обрываются, то это приводит нас к фатализму - миру, в котором не только исключена свобода происходящего, но и, если пойти дальше, любое творчество.

Философы предположили, что такое понимание устройства мира слишком простое, возможно, бытие имеет разные уровни, которые характеризуются абсолютной несамотождественностью, хаотичностью, спонтанностью, а также таким свойством, как затухание старых причинно-следственных связей и постоянным зарождением новых причинно-следственных рядов. Это процесс назвали темподесиненция (С.В. Мейен). Тем самым случайность приобретает объективный характер.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :