Фундаментальная проблема философии


Фундаментальная проблема философии

Представление о проблемах философии

Философия зародилась в античном обществе как попытка выйти за рамки религиозного, мифологического представления о мире, его сущности, происхождении и устройстве. Именно этот круг вопросов заложил основные, фундаментальные проблемы философии, ответы на которые остаются не раскрытыми до сих пор.

Наиболее первичной проблемой, исходной точкой всех философских размышлений, без разрешения которой невозможно дальнейшее продвижение философской мысли является проблема о бытие. Данная проблема раскрывается в таком разделе философской науки как онтология. В рамках данной проблемы перед философами понимается широкий круг вопросов – что такое бытие? Какова его первооснова? Как доказать его существование? Каковы свойства бытия? и т.д.

Данные опросы традиционно решались в рамках двух подходов – материалистического и идеалистического.

Материалистический подход предполагает первичность материи как основы и сущности реального мира, для которого характерно развитие, представленное движением и преобразованием материи. Дух, сознание, является производным материи и складывается в рамках производственных и социальных отношений у людей, в обществе, в процессе реализации материально обусловленных потребностей.

Идеалистический подход предполагает первичность духа и его главенства над материей. Идеализм предполагает, что сознание, мышление представляют собой врожденные способности человека данные ему изначально, его духовную природу. Мир как отражение духа может быть объективным, т.е. существовать независимо от человека, так и субъективным, т.е. быть лишь проекциями его духа, иллюзией.

В настоящее время в философии бытие рассматривается как система из трех пластов реальности:

  • объективная реальность – т.е. совокупность предметов и явлений существующих независимо от сознания человека;
  • субъективная реальность – т.е. совокупность психических проявлений и внутреннего мира личности;
  • объективно-субъективная реальность – т.е. совокупность объектов имеющих двоякую природу, т.е. объективное, независимое воплощение, которое неразрывно связано с субъективной активностью человека, например, общество.

Вслед за решением вопроса о бытие, тем или иным способом, перед философом вставал целый ряд дальнейших проблем, имеющих также противоречивую и неоднозначную природу:

  • проблема познания,
  • проблема истины,
  • проблема сознания,
  • проблема смертности человека,
  • проблема добра и зла,
  • проблема соотношения личности и общества,
  • проблема красоты и т.д.

Проблема познания

Проблема познания рассматривается в таком разделе философии как гносеология. Основными направлениями гносеологии являются способы познания мира и сама специфика познания. Одним из принципиальных вопросов гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Существуют две альтернативные точки зрения, предлагающие его решение.

Согласно первой точки зрения мир познать невозможно, причем в рамках данной позиции можно выявить три основных направления.

Агностицизм принципиально отрицает саму возможность познания окружающей реальности.

Иррационализм ставит под сомнение способность человеческого разума познавать действительность.

Наконец скептицизм, в рамках которого с одной стороны признается сам процесс познания окружающего мира, и в то же время отрицает возможность завершения данного процесса, т.е. мир можно познавать, но познать его окончательно невозможно, а любые результаты познания всегда можно подвергнуть сомнению.

Вторая точка зрения состоит в признании познаваемости бытия. В ее рамках по-разному решается вопрос о ведущих средствах его познания.

Так, рационалистическая позиция предполагает, что лишь разум является адекватным надежным инструментом, позволяющим получать истинные знания.

В рамках сенсуализма, напротив, утверждается первичность чувственного познания, в то время как разум вторичен, он оперирует чувственными данными.

Интуитивизм предполагает, что познание истины возможно лишь через прозрение, интуицию, в обход чувственного опыта и рассудочных размышлений.

Другим принципиальным вопросом является проблема путей познания мира. Традиционно существуют две противоположные концепции раскрывающие данную проблему.

Метафизика представляет собой учение о статичности, незыблемости мира, его первооснов. С точки зрения метафизиков, в основании бытия лежат некие неизменные и абсолютные сущности, детерминирующие все видимые изменена мира, которые являются ничем иным как колебанием количественных показателей свойств абсолютных сущностей. Таким образом, делается вывод о том, что развитие мира – это иллюзия. Метафизика стремится познать предельную сущность каждой вещи и рассматривает их изолировано друг от друга.

Диалектика является учением о связи и развитии всех предметов и явлений бытия. В основании диалектики лежат три закона – диалектической противоречивости, количественно-качественных изменений и отрицания отрицания, которые описывают источники, механизм и преемственность в процессе развития бытия. Диалектика стремится рассмотреть каждое явление или предмет в его связи с другими не только в актуальный момент, но и на протяжении истории его развития, а также сделать прогноз дальнейших преобразований. Существование метафизики с точки зрения диалектики является необходимым условием дальнейшего развития философии (принцип диалектической противоречивости).

Проблема истины

Вслед за решением проблемы познания закономерно встает вопрос истинности полученного знания. Вопрос истины является одним из наиболее сложных и в тоже время практически ориентированных вопросов философии, поскольку непосредственно затрагивает процесс и результат любого научного исследования мира, возможности применения его результатов.

Классическое определение истины было дан Аристотелем: «Истина есть соответствие наших знаний действительности». Однако данное определение несмотря на свою естественность и очевидность не содержит явного ключа к проверке истинности получаемых знаний. Критерием истинности становится адекватность отражения реальности или непротиворечивость, логичность научной теории, чего зачастую недостаточно для подтверждения ее истинности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :