Формы диалектики в философии


Формы диалектики в философии

Причины появления диалектики и её сущность

Задача философского знания состоит в том, чтобы не только представить основные элементы мироздания, но и показать их разнообразные связи в процессе эволюции, а также построить динамичную картину мира. Однако показать логику изменения бытия с помощью философских понятий не очень просто. Решение этой проблемы в истории философии было связано с развитием проблемы всестороннего метода познания, под которым понимается система всеобщих требований и норм, организующих процесс познания.

Поиск такого метода, который продолжается веками и не окончен до сих пор, привёл к формированию отдельной философской дисциплины – диалектики.

Определение 1

Под диалектикой понимается учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и вытекающего из этих законов всестороннего метода, одинаково применимого в любой сфере деятельности.

Слово «диалектика» происходит от древнегреческого словосочетания, в переводе означающего «искусство рассуждать». Диалектика родилась в античной греческой цивилизации как искусство спора и умение в ходе этого спора добиваться обнаружения истины.

Складывание диалектики прошло долгий путь. В целом, можно сказать, что в философской науке сложилось три формы диалектики:

  • античная,
  • идеалистическая,
  • материалистическая.

Античная (древнегреческая) форма диалектики и её интерпретация в истории философии

Древнегреческая диалектика опиралась на жизненный опыт и наблюдения, но не дошла до понимания того, что такое развитие. Древнегреческие мыслители открыли переменчивость окружающего мира и бытия, а также заметили сложности в интерпретации его изменений. Античные представления об изменчивости окружающего мира основывались на различных данных практики и обыденного опыта. Однако при всей переменчивости бытия всегда можно увидеть за внешней подвижностью явлений устойчивые, неизменные структуры, процессы и свойства (например, одинаково чередующаяся смена времён года или циклы человеческой жизни и т.д.).

В ходе споров о характере окружающего нас мира древнегреческие философы развили диалектику как умение человека вести творческую дискуссию, при которой антагонистические точки зрения не безоговорочно отрицаются, а дополняют и обогащают друг друга. Диалектика стала вариантом осмысления антагонизмов, с которыми человек сталкивается в ходе анализа природы изменений. Диалектика была осознана как метод развития мысли от многочисленных предметных значений понятий к категориям.

Замечание 1

Тем не менее, нужно иметь в виду, что древнегреческая диалектика верно представила мир как всё время изменяющийся, но она не смогла понять развитие как постоянное возникновение нечто принципиально нового.

Для античной культуры было свойственно циклическое понимание времени. Суть такого понимания состоит в отождествлении изменений с вечно повторяющимися циклами.

Представление о линейной направленности событий индивидуальной и общественной жизни возникнет в эпоху средних веков (продолжались с 5 по 15 века), в рамках христианского мировидения, характеризующегося напряженным ожиданием конца света.

В эпоху нового времени французский философ и учёный 17 века Рене Декарт перенёс понятие «развитие» на природу, а французские учёные-просветители 18 века Вольтер и Жан-Жак Руссо высказали мысль об «историческом развитии». Другой деятель французского Просвещения – Кондорсе – доказал мысль о непрерывности общественного прогресса как форма развития общества. В дальнейшем идея развития нашла своё завершение в немецкой классической философии (прежде всего, философские идеи Георга Гегеля).

Идеалистическая форма диалектики

Идеалистическая диалектика получила своё развитие в рамках немецкой классической философией в трудах Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте и Фридриха Шеллинга. В законченном виде в форме целостной теоретической системы идеалистическая диалектика предстает в идее объективного идеализма Г.Гегеля.

И.Кант применил категорию «развитие» к Солнечной системе и поставил вопрос о нравственном и социальном «развитии» человеческого общества. Г. Гегель увидел истинное развитие не в природе, а в истории, и, в первую очередь, в духовной культуре. Он говорил, что источник любого развития имеет духовную природу, а отсюда понятно, почему диалектика понятий определяет диалектику вещей (т.е. процессов, происходящих в природе и обществе).

Г. Гегель описал историческое развитие мысли как закономерное развитие «абсолютной идеи», или по-другому «мирового духа». В учении Г.Гегеля определяющими для жизни общества являются сознание, духовные явления и процессы. Событийная история государств и народов осмысливается как последовательное воплощение развития «абсолютной идеи».

Значение Г. Гегеля в развитии диалектики состоит в следующем:

  • он разработал и привёл в систему понятийный аппарат диалектики;
  • он сформулировал основные диалектических закономерностей, отражающие связи бытия и познания;
  • он обосновал принципы диалектики: идею всеобщей связи явлений и идею борьбы и единства противоположностей.

Материалистическая форма диалектики

Материалистическая диалектика возникла в трудах немецких философов середины 19 века – Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Эти философы переосмыслили идеалистическую диалектику Г.Гегеля с материалистических позиций. Они превратили гегелевское учение о развитии понятий в учение о развитии природы и общества. Учение о диалектико-материалистическом понимании исторического развития объединило в себе материальные и духовные аспекты жизни общества.

Замечание 2

В диалектическом материализме понятия «мышление» и «бытие» взаимозаменяемы. Обобщив результаты исследований природы и общества, Ф.Энгельс доказал в своей работе «Диалектика природы», что диалектические закономерности определяют развитие не только природы, но и общества.

Диалектический материализм рассматривает законы развития физического мира и человеческого мышления как тождественные по содержанию, но различные по форме выражения. Источником многообразия взаимоисключающих взглядов на один и тот же предмет являются не только личностные особенности конкретных людей, но также и многогранность самих предметов, объединением в нем противоположных тенденций. Таким образом, диалектическое материалистическое понимание мира достигается через диалектику мысли.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :