В современности философская антропология имеет три определения:
Современная философская антропология обозначает философское учение о природе человеке, его сущности, его существования. Философская антропология представляет из себя комплекс самых разнообразных, а иногда диаметрально противоположных философских течений, нацеленных на проблему человека, а также на научные концепции о разных измерениях человека. Важно отметить, что антропологический поворот в философии был детерминирован изменениями в социальной, культурной и духовной областях жизни человечества, бедствиями Первой мировой войны и последующего десятилетия. Этими причинами и была продиктована необходимость переосмысления человеческого бытия на «изломе» истории.
Главный вопрос философской антропологии звучит так: «Кто есть человек?». Философская антропология призвана определить место человека в мире. Но охарактеризовать человека и определить его место не так просто, ведь человек является существом уникальным и очень многогранным. Поэтому в истории философии так много подходов к характеристике природы человека. Дело в том, что каждая историческая эпоха, в виду своих социальных, экономических, культурных и духовных особенностей по своему представляла образ человека. Одна из ключевых проблем философской антропологии –это соотношение биологического и общественного, тела и духа в человеке. Исследуя разнообразные концепции природы человека, можно увидеть прочную связь с концепциями происхождения и развития человека и общества.
К самым разработанным философским концепциям человека, его сущности и происхождения относятся:
Нужно обратить внимание на то, что в большинстве философских концепций представленные подходы причудливо соединяются, что объясняется сложностью рассматриваемой проблемы и неповторимостью авторских подходов.
Среди основных проблем философской антропологии нужно выделить следующие:
Почти любой человек, обладающий духовным опытом хоть иногда, но задумывается, что он из себя представляет, с какой целью живёт. Поиск ответов на эти извечные вопросы помогает человеку осознать свою индивидуальность и найти своё место в мире. Один из основоположников философской антропологии, Макс Шелер, утверждал, что человек не знает, что он такое, но в то же время человек осознаёт, что он этого не знает, и это последнее «знание» оставляет надежду на то, что не все потеряно для человека, который задаёт себя вопросы о своём существовании.
Проблема судьбы человека была поставлена уже в эпоху античной философии. Уже тогда судьбу истолковывали как результат усилий индивида, как сложившуюся жизнь. Такая интерпретация судьбы опирается на надежду – своего рода проекцию человека в будущее. Насколько человек является хозяином собственной жизни? Что ее детерминирует? Но жизнь человека больше судьбы, в ней есть необъективные возможности.
Проблема жизненного пути человека – это персонально организованное, конструируемое бытие. Жизненный путь – это различные измерения человеческой жизни, биологическое, общественное, культурное, духовное. Жизненный путь аспекте времени – это протяженность жизни, совокупность жизненных циклов, событий, ситуаций, встроенных в структуры ментальности человека. Жизненный путь – это цепь событий, социальный текст, который требует своего языка и умения чтения. Индивидуальный жизненный путь – это диалектическая связь внутреннего и внешнего бытия.
Одна из самых важных проблем философской антропологии – это проблема смысла жизни. Каждый индивид свободен выбирать свой смысл в жизни, свои жизненные стратегии и ценностные ориентиры. Существуют различные подходы к осмыслению данной проблемы. Каждый подход придаёт жизни самые различные значения.
Проблема смерти и бессмертия в истории философской мысли всегда была наполнена трагическим содержанием. В философии считается, что акт смерти порождает в душе остающегося жить чувства сочувствия и делают человека нравственным. Именно смерть учит человека ценить жизнь и делать своё существование осмысленным, недаром древнегреческий мыслитель Эпиктет считал, что жизнь без смерти – это всего лишь некая длительность, и даже наказание. Не зря в художественных фильмах распространён сюжет, где спасённый от смерти человек, начинает по новому смотреть на жизнь, начинает ставить себе в жизни цели. То, что не может умереть, то не может и жить.
Проблема свободы человека также исследуется разными подходами. Один из подходов заключается в том, что личность, избавившись от общественных ограничений, делает только первый шаг к свободе. И здесь сразу возникает вопрос: как распорядиться полученной свободой? Первый вариант предполагает ответственность, второй вариант заключается в том, что человек должен стать самодостаточной личностью. Осмысляя проблемы своего существования, человек становится на путь обретения гармонии с миром и с самим собой.