Онтология и антропология в философии


Онтология и антропология в философии

Понятие онтологии

Определение 1

Онтология – раздел философского знания, изучающий бытие. Бытие в самом широком смысле слова – всё сущее, всё, что существует. Среди основных понятий онтологии нужно отметить:

  • Бытие.
  • Формы бытия.
  • Структура.
  • Свойства.
  • Время.
  • Пространство.
  • Движение.

Онтология возникла в древнегреческой философии. Парменид и другие представители элейской школы утверждали, что истинным знанием может быть только мысль о бытии. Бытие, согласно элеатам, обладает такими качествами, как вечность, неделимость, бесконечность. Они также полагали, что мысль о бытии не может являться ложной, и что мысль о бытии и само бытие – это одно и то же.

В дальнейшем Платон синтезировал онтологические концепции предшествующих ему греческих мыслителей, и создал учение об «идеях». Согласно Платону, бытие – это совокупность «идей», умопостигаемых форм или сущностей. Именно благодаря «идеям» в мире вещей присутствует многообразие. Также стоит отметить, что онтологическое учение Платона неразрывно связано с учением о познании, которое понималось им как средство приближения к истинному бытию.

Концепции Платона продолжил развивать Аристотель. Он вводит ряд принципиально новых для онтологии тем: бытие как действительность, бытие как божественный ум, бытие как единство противоположностей, и бытие как «осмысление» материи. Онтологические разработки Платона и Аристотеля, а также неплатоническое переосмысление данных учений, оказали большое влияние на всю онтологию Западной философии.

Средневековая философия подчинила онтологию решению теологической проблематики. В онтологической традиции средневековой философии, в зависимости от ориентации мыслителя – категория абсолютного бытия могла отличаться от божественного абсолюта, и тогда Бог понимался как источник бытия. Также, для средневековой философии характерен «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского, согласно которому бытие Бога выводится из понятия о Боге. Средневековая философия характеризуется категориальной разработкой, детальным различением различных уровней бытия, актуального и потенциального, субстанциального и акцидентального, возможного, необходимого, случайного и т.д. В во всей последующей философии, и не только в европейской, онтологическая проблематика не раз меняла свою направленность.

Понятие философской антропологии

Философская антропология, или философия человека – философское учение о природе и сущности человека. Но у философской антропологии есть и более узкое значение. В узком смысле, философская антропология – это направление в западноевропейской философской мысли первой половины 20 столетия.

Замечание 1

Философская антропология – одно из самых значительных направлений в философии 20 столетия. Ключевой момент всей философской антропологии – это человек. В данном смысле философская заслуживает определения антропоцентристского философского учения, потому что вокруг человека, и только человека формируются и все другие проблемы бытия в мире. Главный вопрос философской антропологии – что такое человек?

Антропоцентризм философской антропологии заключается не только в том, что человек является центром философской проблематики, но и в том, что для подавляющего большинства её школ человек является центром мира. Данный подход берёт начала от принципа древнегреческого мыслителя Протагора: «человек есть мера всех вещей». Направленность на человека в философской антропологии исходит также из христианской морали. Многие исследователи считают, что христианская религия представляла антропоцентристскую идею земной жизни. В данном отношении интересно сопоставить философскую антропологию запада с восточными школами философии.

Нужно отметить, что в философской мысли востока человек никогда не являлся центром мира. В восточной философии нет антропоцентризма, и нет философской антропологии. В восточной философии человек включен в ритмы природы, он часть мироздания. Природа же совершенна, и человек должен не противостоять, а следовать природе. Положение в исламе, согласно которому природа неподвластна человеку, также говорит о том, что в восточной культуре нет места антропоцентризму.

Таким образом, философская антропология – это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Философская антропология включает в себя очень широкий спектр проблем и вопросов, но все они нацелены на человека. Таким образом, можно говорить о философской антропологии в узком смысле, а именно как о специфическом направлении исследовании, изучающим природу и сущность человека, и в широком смысле – как всей системе философских взглядов, изучающий человеке и его бытие в мире.

В философской антропологии существуют несколько основных направлений:

  • Биологическое (А. Гелен, К. Лоренц);
  • Религиозное (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк);
  • Культурное (Э. Кассирер, А. Белый);
  • Символическое (М. Элиаде, Ж. Дюран);
  • Метаантропологическое (поздний М. Шелер, Н.В. Хамитов, С.А. Крылова).

Философская антропология как школа

Замечание 2

Философская антропология как школа, как специфическое направление в философии, изучающих сущность и структуру сущности человека, возникла в 20-ых годах 20 столетия. Философская антропология в ответах на вопросы о сущности человека, опиралась на идеи предшественников антропологической мысли. Большое значение в становлении философской антропологии имели выводы философии жизни Вильгельма Дильтея и феноменологии Эдмунда Гуссерля.

Одним из основателей философской антропологии был немецкий мыслитель Макс Шелер (1874 – 1928 гг.). В своих трудах он утверждает о том, что современная ему западноевропейская культура находится в состоянии упадка и кризиса, и старается отыскать и показать выход из этого культурного кризиса. Кризис общественного развития, социальные и культурные противоречия для Макса Шелера – проявление кризиса человека, его личности. Макс Шелер был убеждён, что таким проблематичным и противоречивым, как в 20 столетии, человек не был никогда.

Главную причину данного положения человека он усматривает в разграничении изучения человека разными и плохо контактирующими друг с другом, направлениями антропологической мысли: философском, теологическом, естественно-научном. И поэтому, Шелер считал крайне важным создание философской антропологии, которая объединяла бы конкретное изучение разных сфер бытия человека с целостным философским его постижением.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :