Философия Шеллинга


Философия Шеллинга

Биография Фридриха Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 – 1854 гг.) – выдающийся немецкий философ.

Фридрих Шеллинг появился на свет в Германии в городке Леонберге в семье протестантского священника.

В 1790 году в возрасте 15-ти лет Фридрих Шеллинг идёт учиться в университет Эберхарда и Карла в городе Тюбингене. Во время обучения в Тюбингенском университете Шеллинг отдавал предпочтение философии и теологии. В 1792 году Шеллинг защищает диссертацию, посвященной истолкованию библейского мифа о грехопадении. Будущий мыслитель знакомится с философскими концепциями Иммануила Канта и Иоганна Фихте, и уже в 19 лет сам выступает на поприще философских исследований, сначала как последователь и истолкователь учений Фихте. Друзьями Шеллинга становятся Гегель и Гёте. По окончании курса в 1795 году Фридрих Шеллинг в течении трёх лет работает домашним учителем. В 1798 году Фридрих Шеллинг занимает должность профессора Йенского университета. В это время он знакомится и начинает тесно общаться с объединением йенских романтиков, среди которых были братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегель, барон Гарденберг и другие. Душой йенских романтиков была Каролина Шлегель, жена Августа Шлегеля. В 1803 году Фридрих Шеллинг втупает в брак с Каролиной Шлегель, которой на тот момент было сорок лет, однако их семейная жизнь длится недолго. В 1809 году Каролин Шеллинг умирает от дизентерии.

С 1803 по 1806 год Фридрих Шеллинг преподает в Вюрцбургском университете, после чего переезжает в город Мюнхен, где он становится штатным членом Баварской академии наук.

В лекциях Фридриха Шеллинга, прочитанных в Берлине в период 1841 – 1842 года, которые были обнародованы Паулусом, содержится уже полное признание системы абсолютного идеализма, как завершения его собственной философии тождества. Кроме Йены, Шеллинг успел побывать профессором в Вюрцбурге, Берлине, Мюнхене и Эрлангене.

Конец жизни великого мыслителя была омрачён был судебным процессом против Паулуса, который обнародовал без разрешения самого Шеллинга его лекции в берлинском университете. Судебный процесс закончился не в пользу Шеллинга. Оскорблённый решением суда ен в его пользу, Фридрих Шеллинг навсегда перестал читать лекции. Последние годы своей жизни Шеллинг провёл в окружении своих верных друзей и семьи.

Основные положения философии Шеллинга

Замечание 1

В философской концепции Фридриха Шеллинга преодолевается противопоставление природного мира как мира явлений и мира свободы как субъективного, деятельностного «Я». Преодоление этого противопоставления осуществляется Шеллингом на основе учения об их тождестве, тождестве субъекта и объекта. Абсолютный объект, который в концепции Иоганна Фихте связан с индивидуальным «Я», в философской системе Фридриха Шеллинга преобразуется в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» субъекта и объекта.

Шеллинг считал, что что появление и существование таких терминов как «творческий акт» – это следствие иррационального познания интеллектуальной интуиции, а также такого рода термины представляет собой своеобразный синтез деятельности сознательной и бессознательной сферы человека. Интеллектуальная интуиция, согласно воззрениям Шеллинга, недоступна всем людям, такой интуицией наделены только одаренные люди, гении. Шеллинг утверждал, что интеллектуальная интуиция представляет собой наивысшую форму философского творчества и является инструментом, посредством которого может осуществляться развертывание тождества.

Фридрих Шеллинг был убеждён, что природный мир в целом невозможно объяснить посредством принципа целесообразности, который заложен в основе самой жизни. Шеллинг стремился изучить природу с точки зрения развития от простого к сложному. Природа, согласно философским взглядам Шеллинга, развивается от мира неорганического мира к миру органическому. Немецкий мыслитель считал, что природа – это не просто объект, а носитель бессознательной деятельности разума. Шеллинг опирался на диалектический метод познания и выстраивает диалектическую картину мира. Фридрих Шеллинг утверждал, что целесообразность лежит в основании жизни.

Мировая душа, по Фридриху Шеллингу, обеспечивает единство природы и её целесообразность в развитии. В природе происходит борьба противоположных сил. Также необходимо отметить, что в натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая концепция Мировой души, которая пронизывает собою весь космос и обеспечивает целостность природного бытия.

Значение философии Шеллинга

Фридрих Шеллинг не оставил после себя конкретной философской школы, которую можно было бы назвать его именем. Философская система Шеллинга представляет собой интеграцию трёх относительно чуждых друг другу воззрений:

  • объективного натурализма;
  • субъективного идеализма;
  • религиозной мистики.

В следствии разрозненности философских интересов Шеллинга, его исследователи являются приверженцами только отдельных эпох философской деятельности Шеллинга. Ключевым продолжателем центрального мировоззрения Фридриха Шеллинга, а именно системы тождества, в её идеологической форме, был Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

В тех или иных смыслах влияние Шеллинга испытали на себе различные философы, среди которых нужно выделить следующих:

  • Георг Клейн;
  • Готтхильф Генрих фон Шуберт;
  • Карл Христиан Фридрих Краузе;
  • Фредерик Христиан Зибберн;
  • Якоб Фрошаммер;
  • Карл Вильгельм Фердинанд Зольгер;
  • Георг Франц Август фон Бюкуа.

Влияние Шеллинга испытал на себе также и немецкий психолог Густав Теодор Фехнер. Важное значение учение Шеллинга оказало и на философскую мысль России. Немало выдающихся представителей интеллектуальной жизни России 20 - 30-х годах 20-го столетия испытывали влияние философских воззрений Шеллинга. В прямой зависимости от воззрений Фридриха Шеллинга были почти все представители славянофильства, только впоследствии обратившиеся к гегельянству. Также, необходимо отметить, что возрождение религиозно-мистических чаяний Шеллинга оказало влияние на философию Владимира Сергеевича Соловьёва, который в своей повести об антихристе дал картину восстановления единства церкви просветленным старцем Иоанном.

Замечание 2

Подводя итог, необходимо отметить, что значение философского наследия Фридриха Шеллинга состоит помимо прочего, в проведении той мысли, что в основе нашего мира заложен живой идейный процесс, который имеет своё правдивое отражение в человеческом познании.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :