Философия Фейербаха


Философия Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872). Основные произведения - «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», «К критике философии Гегеля». Творчество Фейербаха завершает период немецкой классической философии. Этот мыслитель в центр своего учения поставил человека. Фейербах категорически отрицает гегелевский идеализм и материалистически решает вопрос об отношении духа к бытию. Природа вечна, самодостаточна, находится в постоянном развитии. Человек – естественное существо, единство духовного и телесного.

Философские учения Фейербаха

«Классический» материализм XVII-XVIII вв. еще меньше отвечал цели Фейербаховых поисков, чем гегелевская спекулятивная система. Более того, именно механистически-рационалистический характер материалистической философии Нового времени на рассматриваемый исторический момент (середина XIX в.) уже привел к глубокому кризису. Подхвачена Ж. А. Ламетри тезис Спинозы о человеке как «автомат, машина подчинена полностью необходимостью», она нашла продолжение в учении французского врача и философа XVIII в. Пьера Кабаниса (1757-1808) и завершилась в так называемом «вульгарном» материализме, представленном немецкими врачами-философами: Людвигом Бюхнером (1824-1899), Карлом Фогтом (1817-1895) и Молешотт (1822-1893).

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии. Так, Фейербах:

  • не признает единства религии и философии;
  • отклоняет идею тождества мышления и бытия;
  • не признает общее наличия абсолютной идеи — первопричины всего материального мира и самостоятельной субстанции;
  • отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Человек, по мнению Л. Бюхнера, подчинен в своих действиях тем самым естественным законам, что и ниже нее живая природа. В физическом и духовном отношениях человек является продуктом внешних и внутренних воздействий, случайностей, наклонов и т.д. и таким образом не духовное существо свободно уже выбирает, как ее обычно представляют «моралисты и философы». Вульгарные материалисты, по сути, отвергли мировоззренческий характер философского знания, подменили философию естествознанием. Понятно, что Фейербах не только не мог принять такой «дефилософизованой» точки зрения, но и впоследствии начал старательно избегать самого термина «материализм» относительно своих взглядов.

Фейербах работал над созданием новой формы материалистической философии - такой, что ориентируется не просто на природу, а на природу человека, не просто на ум, но и на чувственность (во избежание спекулятивной абстрактности). Настоящая суть реальности усматривается Фейербахом в природе, что выступает как «базис человека».

Отсюда роль «универсальной» науки, по Фейербахом, может отныне играть только наука, она раскрывает «природу человека», то есть антропологию. Поэтому, если новая философия и есть материализмом, то это уже материализм не механистический (тем более не вульгарный), а антропологический.

Гуманизм Фейербаха

Определение 1

Гуманизм - это мировоззрение, где в основе находится идея человека как высшая ценность и приоритетная по отношению к себе реальность в ряду всех других материальных и духовных ценностей.

Гуманисты утверждают равноправие человека как материально-духовного существа отношению к другому человеку, природы, общества. Гуманизм выражает достоинство личности, ее снаружи относительную, но внутренне прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед другими реальностями.

Гуманизм в узком смысле - это мировоззрение, что признает достоинство каждого человека высшей ценностью всего человечества. Это определение припускает осознанное представление о гуманизме, которое доступно тому, кто склонен чувствовать и мыслить соответствующим образом. Гуманизм в широком контексте - это феномен культуры, стимулирует общий прогресс мировой цивилизации.

Синтез двух представлений вызывает понимание гуманизма как открытой системы, динамично развивает: взгляды, представления, нравственные принципы, отрицает все виды неравенства между индивидом и обществом; практические действия, реализующих этот принцип в экономической, политической и юридической сферах бытия. При этом одно положение в этой системе остается неизменным - признание человеческой достоинства высшей ценностью мира. В широком смысле под гуманизмом исследователи понимают стремление к человечности.

Религиозное мировоззрение Фейербаха

Одновременно с критикой идеализма Фейербах выступил и как критик религии. Фейербах доказывал, что Бог - это творение человеческого воображения; это сущность человека, она вынесена за пределы самого человека. Фейербах предлагает заменить религиозный культ культом человека, перенести любовь к Богу на человека. Людей объединяет в обществе не любовь к Богу, а любовь индивида к индивиду. Содержание категории «любовь» очень широко - от любви матери к ребёнку, половой любви мужчины и женщины к христианскому милосердию.

На такой сердечно-чувственной основе Фейербах создает свою этику эвдемонизма. Цель человеческой жизни - это счастье.

Замечание 1

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, Фейербах увязывает проблему Бога с антропологией и выступает в своих учениях с атеистических позиций.

Можно выделить такие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

  1. Бога не существует как самостоятельной реальности.
  2. Бог — это общее порождение сознания человека.
  3. Бог — это самый идеальный образ человека, который создан человеком, это то, чем хотел бы видеть себя человек.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Л. Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. В Фейербаха был гегельянский период философского развития, но в лоне гегелевского «Абсолютного идеализма» созрел и его антитезис - антропологический материализм.

Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

  1. человек есть единство материального и духовного;
  2. человек является частью природы;
  3. человек должен стать главным интересом философии.

Философия Фейербаха

Рисунок 1. Философия Фейербаха

Конечно, такой «антропологический» материализм чем-то напоминает ренессансный пантеизм (ведь и тот опирался на естественную природу человека). Так, сходство есть. Более того, можно сказать, что на Фейербаховий позиции антропологического материала ощутимо сказались черты не столько ренессансного, сколько мистически-диалектического видение природы вроде учения Я. Беме. Природа в Фейербаховому видении - это одухотворенно-чувственная природа.

Замечание 2

Отметим, что в мистицизме и пантеизме «одухотворенность» природы имеет божественный характер. Фейербах же заявляет про атеистичность своей позиции. Противопоставляя чувственность абстрактном, и проповедуя умственные рационалистической традиции, Фейербах стремится преодолеть созерцательность, которая делала материализм прошлого бессильным против аргументации Б. Паскаля, который апеллировал к «логике сердца» против «логики разума».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :