Структурализм возникает как течение в языкознании в начале XX века. Несмотря на то, что направление структурализма никогда не было единым и последовательным, а скорее представляло собой набор разнообразных исследований с применением общей методологии, структурализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие гуманитарных наук.
В XX веке вся культурологическая парадигма была ориентирована на исследование языка. Как никогда актуально в этот период широко известное определение Вильгельма фон Гумбольдта «Язык есть орган образующий мысль», язык это то, что определяет, какой мы видим реальность, и то, какие мы есть.
Последователи структурализма понимали структуру как систему взаимосвязанных элементов. В целом же явлением структурализма носит межнаучный, междисциплинарный и международный характер. В данной статье рассматриваются самые крупные, основные школы, относящие себя к структурализму, а именно: структурная лингвистика и ее течения (американский дескприптивизм, пражский лингвистический кружок и т.д.), а также французский структурализм и его представители.
Структурализм зародился в недрах в структурной лингвистике, основоположником которой является Фердинанд де Сосюр. Именно в лингвистике структурализм развивается как четкое и организованное течение, в котором можно выделить такие школы: пражская, копенгагенская, американская. Широкий общественный резонанс имел французский структурализм 1960-1970 годов.
В «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Сосюра отражаются основополагающие идеи структурализма:
Главной заслугой Сосюра было понимание того, что язык представляет собой форму, а не субстанцию, систему отношений. Также языковед пришел к выводу, что подобными свойствами, как языковая система, обладают и другие классы объектов.
Далее структурная лингвистика разделилась на три лингвистических течения:
Французский структурализм выражается в столкновении классического для Франции рационализма, заложенного еще Рене Декартом, и экзистенциалистского иррационализма. Это столкновение выражается в отторжении структуралистами рационалистических идей таких как постулат о прозрачности сознания познающего субъекта, наличие для всех уровней сознания единого рационалистического центра и т. д. Отрицая подобные идеи структуралисты стремились создать собственную модель, кторая бы решила те вопросы, на которые не могли ответить рационалисты.
Французскими структуралистами исследовались следующие проблемы.
Клод Леви-Стросс изучал пространственно-географическую экзотику: духовную сторонаужизни первобытных племен, их социальную организацию. Жак Лакан занимался изучением экзотики глубинных структур внутреннего мира человека. Мишель Фуко и частично Ролан Барт изучали экзотику периодов культурной истории.
Клод Леви-Строс пришел к выводу, что у разных культур имеется нечто общее, бессознательное. Большое внимание ученым уделено проблеме мифа, который рассматривается как коллективно-бессознательная структура. Сюда относятся любые культурные привычки и обычаи. Человек рождаясь, должен лишь принять уже существующую культурную программу. При этом куда большее значение для структурализма в целом,и для Леви-Стросса в частности имеют отношения между элементами, чем сама система.
Главная заслуга Жака Лакана заключается в переосмыслении психоанализа Зигмунда Фрейда в духе структурализма. Он ставит цель рассмотреть возможности лечения психически нездоровых людей через речь. В этом и заключается новизна в деятельности Лакана. Согласно Ж. Лакану личность состоит из трех уровней: реального уровня, который выражается в речи, воображаемый уровень основан на узнавании, подобии, символический уровень является важнейшим уровнем, образуется языком, это сетка символов, которая пронизывает все бытие человека.
Мишель Фуко предпринимает попытку создать специальную дисциплину, которая бы изучала мыслительные предпосылки культуры в их историческом изменении. Эти предпосылки выражаются в семиотическими отношениями слов и вещей. Он выделяет три эпистемы, или познавательный поля. В основе такой классификации лежит роль языка в культуре:
По мнению Фуко человек как сущность уже перестает существовать в современности «человек умирает — остаются структуры).
На смену структурализму приходит постструктурализм, целью которого было выявление неструктурного в структуре, изучение парадоксов. Начинается период критики и преодоления структурализма.