Философия Спинозы


Философия Спинозы

Спиноза и основные темы в его философии

Одним из самых известных философов эпохи раннего нового времени был Бенедикт Спиноза (1632-1677), уроженец Амстердама. Он родился в еврейской семье и получил религиозное образование под руководством раввинов. Однако не захотел становится раввином, как и вести семейные торговые дела. Постепенно Спиноза завел большой круг знакомых среди христиан и ученых. Это вызвало подозрение в еврейской общине. Спинозу подвергли отлучению, в результате чего он был вынужден оставить родных и покинуть Амстердам. Всю свою жизнь он посвятил философским размышлениям. Стараясь сохранить свою свободу в философских взглядах отказался от должности профессора философии Гейдельбергского университета.

Его философские взгляды были близки рационалистическим идеям Декарта, большое внимание уделял методам познания. Его философия развивалась под влиянием целого ряда средневековых философов, таких как Маймонид и Ибн Эзры. Отчасти воспринял он идеи Джордано Бруно и Гоббса.

Ему принадлежит несколько сочинений:

  • «Основы философии Декарта»: изданы при жизни в 1663 году;
  • «Богословско-политический трактат», издан анонимно в 1670 году, вызвал большую полемику в обществе, была объявлена как атеистическая и запрещена властями Голландии;
  • «Этика», основное сочинение, законченное в 1675 году, но изданное после смерти.

Его философия затрагивает такие темы, как:

  • человеческое счастье - возможно ли оно? Как его достичь и в чем оно выражается?
  • связь человека с мировым целым, необходимость постижения природы всего;
  • самодостаточность природы;
  • единство природы и Бога;
  • свобода есть познанная необходимость.

Теория бытия Спинозы

Спиноза вводит понятие субстанции для определения сущности Бога. Он пишет, что субстанция представляет собой то, что существует само по себе и что можно представить через самого себя. Для возникновения субстанции не нужна причина, она уже причина самой себя. Бог является единственной в мире субстанцией. По его мнению, сама эта идея доказывает существование Бога.

Замечание 1

Бог у Спинозы существо абсолютно совершенное, бесконечное, обладающее способностью существования.

Свойства субстанции раскрываются через ее атрибуты. Число атрибутов, которые можно выделить в объекте, зависят от количества сторон реальности, с которым он связан. Бог, как обладающей наивысшей степенью реальности, обладает бесконечным числом атрибутов. Атрибуты разные в степени своей реальности, но они не ограничивают друг друга, поэтому и познаются они так же независимо друг от друга. Тем самым Спиноза был сторонником монизма.

Определение 1

Монизм - философский подход, согласно которому все многообразие мира сводится к единому началу, одной основе - субстанции, на которой последовательным образом строится все развитие.

Человеку доступны только два божественных атрибута - протяжение и мышление. Именно такими свойствами наделены все объекты, с которыми человеку приходится иметь дело. Спиноза отождествлял природу с Богом и писал, что не стоит в природе видеть только материальные черты, она обладает намного большими атрибутами.

Свою теорию божественного бытия Спиноза дополняет принципом, что субстанция не может произвести другую субстанцию, поэтому субстанция существует только в единственном лице и неделима. Ей также присущи свобода и необходимость.

Спиноза определяет свободу через необходимость. Он признает свободным только ту вещь, которая существует сама по своей необходимости и только сама определяет свои действия. В этом и заключается свобода Бога. В его свободе отсутствует произвол, поэтому в мире нет ничего случайного. Таким образом, все в мире необходимо, а этот тезис приводит Спинозу к отказу от теологии. Он утверждал, что природа не имеет для себя каких-либо конечных целей, все смыслы придумывает исключительно человек. Бог не руководствуется какими-то внешними целями, он не испытывает в чем-то потребность или недостаток, иначе бы он не был Богом. Человек ошибочно судит о Боге, приписывая ему свои мотивы, желания и стремления. Однако Бог мало похож на человека.

Этика Спинозы

Большое внимание Спиноза уделил размышлениями на тему аффектов.

Определение 2

Под аффектом Спиноза понимал страсть, возмущение души, состояние, в котором душа человека в той или иной степени утверждает силу своего существования.

Аффекты могут смешиваться друг с другом, поэтому точно невозможно установить их количество. Тем не менее он выделяет три ведущих аффекта:

  • желание;
  • удовольствие;
  • неудовольствие.

Желание представляет собой осознанную тягу к чему-либо. Удовольствие - это радость души, сущность которой в том, что способствует совершенствованию души. Обратный этому процесс - неудовольствие. Именно аффекты связаны с человеческим могуществом и бессилием. Разные люди по-разному способны контролировать свои аффекты. Те, кто не могут с ними справиться, попадают в «рабство» от них. Только те же, кто владеет своими страстями, способен обрести подлинную свободу.

С точки зрения Спинозы добро и зло не существуют сами по себе. Они являются элементами мышления, а понятие добра и зла возникают, когда человек сравнивает разные явления между собой. То, что может принести пользу, люди скорее сочтут добром, а все что препятствует их деятельности, назовут злом. Человек вынужден действовать по законам своей природы, а это значит - стремиться к получению наибольшей для себя выгоды, а самая главная цель - сохранение своего существования. Поэтому Спиноза утверждал, что первым и единственным основанием добродетели является стремление к самосохранению.

Замечание 2

Любая добродетель связана с познанием.

Человеку доступен самый высокий уровень познания - познание абсолютной субстанции - Бога. Только с познанием Бога человек учится держать под контролем свои аффекты. Чем больше человек знает об аффектах, лучше понимает их природу, тем больше шансов снизить их влияние. Хотя добиться полного освобождения человек не сможет никогда.

При помощи третьего вида познания - интуитивного - человек постепенно проникается мыслью, что все в мире взаимосвязано, все, что с ним происходило, представляет собой цепочку необходимых событий. Поэтому не стоит попадать под власть аффектов, теряя что-либо. В сохранении душевного спокойствия и кроется истинная свобода человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :