Философия социальных и гуманитарных наук


Философия социальных и гуманитарных наук

Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарных наук

Социальные и гуманитарные науки отличаются от естественнонаучных и технических дисциплин по целому ряду параметров, что определяют специфику объекта и предмета социально-гуманитарного направления.

  • Если естественнонаучные дисциплины направлены на изучение объективной реальности, то социально-гуманитарные сосредоточены на изучении социальной реальности, в которую вплетается такая субъективная реальность как мир людей.
  • Социально-гуманитарные науки стремятся не только объяснить причины тех или иных явлений, но и познать их смысл, обеспечить понимание, поэтому они сосредоточены в первую очередь на качественной характеристике, а не на количественных показателях.
  • Социально-гуманитарное знание ориентировано на диалоговую форму и стремится, в первую очередь, к познанию специфических форм человеческой культуры, в то время как естественнонаучные дисциплины стремятся открыть объективные закономерности и общие законы природы.
Замечание 1

В самом широком смысле объектом социально-гуманитарных наук является человек и общество (прежде всего формы их взаимодействия), различные сферы общества, общественные отношения, а также продукты человеческой деятельности.

Таким образом, объектом выступает тот или иной фрагмент реальности, объективной или мысленной (идеальной), на которую направлено познание. Обычно объект бывает достаточно широк. Для его конкретизации применяют предмет, который представляет собой трансформированный и ограниченный целью исследования объект.

Согласно другой точке зрения объект науки существует независимо от нее, т.к. по существу является объективной реальностью. Он не представлен в теории в чистом виде, а предстает уже как результат переработки различными теоретическими средствами, т.е. - в виде предмета. Цель научного познания - через методы адекватной научной идеализации получить предмет из объекта.

Особенностью социально-гуманитарного знания является преобладание схем неклассической и постклассической направленности, которые предполагают включенность субъекта в изучаемый объект - общество. Это нашло отражение в методологии социальных и гуманитарных науки, а также в применяемых методах познания, т.к. в рамках методологии изучаются в том числе все способы деятельности субъекта познания.

Субъектом социально-гуманитарных дисциплин является ученый, а его ведущей функцией является исследование. Однако выполняемые им задачи намного шире, что накладывает свой отпечаток на его роли. Согласно Р. Мертону ученый может выступать как:

  • исследователь (решение научных задач);
  • консультант (выступает как эксперт по решению социальных и гуманитарных проблем);
  • преподаватель (подготовка новых кадров);
  • администратор (управление наукой);
  • гражданин (служба Родине).

Важнейшим свойством субъекта является обладание активностью, его задача и ответственность - получение достоверного знания. Деятельность ученого должна в обязательном порядке соотносится с этическими нормами и моральными принципами.

Роль ценностей в социально-гуманитарном знании

Проблема ценностей в науке была поставлена еще во времена античности. Еще Сократ задавался вопросом, как соотнести должное и сущее. В XIX веке это привело к созданию Лотцем нового направления - аксиологии, которая занимается изучением ценностей как смыслообразующих оснований бытия.

Замечание 2

При этом ценности могут выполнять роль и нормы-образца, и предмета, и идеала. В зависимости от основания можно выделить ценности материальные и духовные, объективные и субъективные, религиозные и научные, философские и эстетические и т.д. Наиболее важным является их деление на абсолютные, т.е. разделяемые большинством населения, и относительные, которые разделяет только та или иная социальная группа.

Ценности имеют свойство меняться в зависимости от потребностей людей и исторического времени. Философы по-разному подходили к определению ценностей, которые также выступают как двигатели общественного развития и факторы, мотивирующие людей на определенное поведение. С точки зрения М. Хайдеггера для человека является чрезвычайно важной потребностью удостовериться в своей собственной ценности. М. Вебер считал, что ценностно-рациональные действия составляют значительные пласт в поведении человека, реализуют направленность человека на «значимого другого», того, кто является для него кумиром, авторитетом. Он полагал, что в основе ценностно ориентированных действий лежит понимание человеком своего долга, соотнесение своего поведения с представлением о должном, а также иррациональное стремление к ценности.

Замечание 3

Для науки важнейшим требованием к деятельности и личности субъекта является нейтральность ученого, его воздержанность от оценок на пути к истине при проведении исследований. Истинность полученных результатов, как и их оценка, проверяется практикой и историей, а также соотнесенностью с другими теориями.

Жизнь как особая категория социально-гуманитарных наук

С точки зрения философии жизнь представляет собой внутреннее переживанием человеком ощущения собственного бытия как уникального опыта. Жизнь является предметом изучения разных наук, в том числе естественнонаучных. Для человеческого существования важны две важнейшие стороны бытия - осознанность и переживаемость человеком своей жизни. Человек стремится понять свое место в социальной иерархии и системе общественных ценностей. Его собственная жизнь занимает для него центральное место, что определяется необходимостью жить для достижения остальных потребностей и целей.

Социальные и гуманитарные науки рассматривают жизнь с точки зрения целого спектра проблем, таких как:

  • экзистенциальные проблемы бытия («быть или не быть»);
  • проблема «иметь или быть»;
  • достижение бессмертия (социального, биологического и т.д.).

Осмысление проблемы жизни означает поиск новых форм рациональности, не сводимой к механистическим образцам, существующим в точных науках. Социальные и гуманитарные науки направлены на взаимодействие с духовным миром человека, обращение к его культуре, творческим продуктам, традиции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :