Философия социальной экономики


Философия социальной экономики

Философия материального производства

Сфера материального производства выступает как основной системообразующий компонент социума. Исторически сфера производства как совместной деятельности людей была первой, и именно с нее началось взаимодействие людей между собой. Поэтому экономическую часть жизни общества можно назвать прародительницей остальных сфер - социальной, политической, духовной. Сфера материальных отношений интегрирует в себя все остальные подсистемы общества, образуя один единый социальный организм.

Замечание 1

Не следует полностью отождествлять материальное и общественное производство. Общественное производство включает в себя создание любых благ, направленных на удовлетворение потребностей человека, в том числе духовных. Материальное производство заключается в непосредственном изготовлении материальных благ.

Общественное производство включает в себя материальное производство, а также непосредственно производство и воспроизводство самого человека (жизни в целом) и производство и воспроизводство общественных отношений. Все эти стороны общественного производства в реальной жизни взаимопроникают друг в друга.

В материальном производстве можно выделить две составные подсистемы:

  • технологическая сторона, состоящая в способе взаимодействия людей с техническими средствами, а также технико-технологические особенности производства;
  • экономическая сторона, заключающаяся в способе взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Техника и общество

Слово «техника» произошло от греческого «тэхнэ», что означало искусство, умение, мастерство творения, тем самым подчеркивается высокое значение техники как материального орудия в жизни человека. С техники, совсем примитивной, представляющей собой простой осколок камня, начался человек. По мере развития техники человек не только стал существом социальным, но и разумным. Именно в материальном техническом производстве находит свое выражение уникальная способность человека мыслить, воплощать его в виде предмета. Человек научился не только воспроизводить те предметы, которые он видел в окружающей среде, повторять их форму, но и создавать новые, еще не представленные в реальном природном мире, до этого пребывавшие лишь в идеальном мире человеческого сознания.

Несмотря на то, что техника является результатом человеческого труда и мышления, она получила относительно самостоятельный статус, что объясняется рядом причин:

  • техника обладает «встречным» характером, что выражается в промежуточном существовании техники между человеком (как создателем) и природой (ресурсами), поэтому сущность техники не может быть представлена ни в виде человеческого духа, ни природного, она - результат их встречи, отношение между ними, поэтому в технике часто встречаются свойства, заранее не заданные создателем.
  • техника оказывает активное обратное воздействие на общество по принципу умноженного эффекта. В качестве примера можно привести автомобиль. Его создали для удовлетворения потребности человека в средстве передвижения, однако вскоре автомобиль стал средством реализации других потребностей человека, на него «работают» целые отрасли экономики, он значительно ухудшает экологическую обстановку в городах, становится причиной гибели людей и в целом криминогенным фактором.
  • техносфера представляет собой гигантский массив, который может быть изменен только через такие же гигантские технические мероприятия.

Тем не менее отказаться от техники человек не в силах, это часть самого человека, проявление его творческой натуры, кроме того, техника составляет базис современного общества и одновременно его продукт. Важность техники в жизни общества подчеркивается существованием таких явлений и их теоретических обобщений как «научно-техническая революция» или «экономическая революция». Одновременно ода понятия являются частью такого процесса, как «социальная революция», подготавливая условия для ее складывания, обнажая социальные противоречия.

Экономическое производства

Экономический способ производства заключается в виде наличия производительных сил, а также производительных (экономических) отношений, которые выражают общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе экономического производства.

Производительные силы представляют собой систему субъективных, т.е.е человеческих ресурсов и вещественных предметов (техника и ресурсы), необходимые для материального производства. При этом главную роль, конечно же, играет человек, который выступает субъектом производства. Говоря о человеке как о производителе, стоит подчеркнуть, что с развитием общества требования к нему постоянно повышаются. Теперь человек должен не только обладать определенными трудовыми навыками и опытом для создания высококачественных материальных вещей, но и обладать определенной научной базой.

Замечание 2

В воздействии на предметы природы человек использует средства труда, прежде всего, это орудия труда. Они составляют, по выражению К Маркса, «мускульную» систему производства, и могут сами по себе служить показателем развития общества и его отношения к природе.

То, на что направлен труд человека, представляет собой предметы труда, т.е. это те объекты природы, которые им включаются в производственный процесс.

Многие авторы подчеркивают важность научных знаний в современном производстве, более того, высказывается точка зрения о превращении науки в «непосредственную производительную силу общества». Однако не все авторы с этим согласны. Так, Крапивенский утверждает, что науку не стоит рассматривать в качестве еще одного элемента производительных сил, поскольку она внедряется в каждый из существующих компонентов, изменяя их. Так, работник-производитель становится более профессиональным и компетентным, расширяется его база знаний, более совершенными становятся орудия труда, по пути автономизации идет развитие техники, создаются новые предметы труда с новыми, не имеющими природных аналогов, свойствами.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :