Представляется достаточно сложным разделение социально-философской и общефилософской проблематики философских исследований нового времени. Общественная сфера изучалась философами нового времени как некое развитие природного мира, который существует в рамках естественных, разумных законов, что свидетельствует о том, что философы нового времени особенностям социальной жизни не уделяли практически никакого внимания, а то и вовсе ее игнорировали. Культурно-исторические тенденции так же не принимались ими во внимание. Два важнейших фактора указывают на необходимость актуализации такой проблемы в философской науке Нового времени.
Во-первых, философская система того времени являлась идеологическим фундаментом и английских, и французских революционных движений. Философы Нового времени активно использовали собственные мировоззренческие концепции:
Во-вторых, множество социально-философских положений отразились в юридической практической сфере буржуазного общества: они были закреплены в конституционно-правовых документах. Такие положения актуальны и на сегодняшний день.
Центральная проблематика социального аспекта философской науки нового времени - взаимоотношения человека с обществом.
Большая часть философов нового времени склонялась к социальному атомизму. Концепция социального атомизма выразилась в теории общественного договора, которую разработали Гоббс и Локк, а Руссо развил ее и существенно дополнил.
Теория социальной атомистики заостряет внимание на приоритетности, первоначальности, господстве прав индивида в отношении с обществом. Последователи социальной атомистики отвергали концепцию о божественном происхождении социума и государственности. Они рассматривали личность как независимую индивидуальность, как единичный атом, а общественность воспринимали как комплекс социальных атомов.
Идея социальной атомистики окончательно оформилась в теории о договорном происхождении общества, которая нашла свое отражение в английской философской эмпиристике 17 столетия (Локк, Гоббс), а также французском Просвещении (Монтескье, Руссо).
Локк и Гоббс признавали некую переходность от природной среды к общественной жизнедеятельности, и обозначили ее как естественные условия. Подобное состояние описывается мыслителями как полная свобода и абсолютное равноправие, но, смысловая наполненность этих терминов, коренным образом различается.
Полная свобода человека (по Гоббсу и Локку)
Абсолютная свобода личности, по убеждению Гоббса, состоит в том, что волеизъявление человека не ограничивается нормами и догмами. Человек удовлетворяет свои требования, желания и стремления, совершенно не задумываясь об общественных обязанностях и действиях, в чем и выражается приоритетность индивидуальности, ее глубокая первоначальность. Взаимоотношения людей в естественных условиях Гоббсом описываются в форме знаменитой пословицы "человек человеку волк". Следовательно, личность существует в постоянных конфликтах и войнах с другими индивидами. Есть всего лишь один фактор, который не дает людям друг друга самоуничтожить, это боязнь смерти, инстинкт самосохранения.
Локк немного скрашивает определение естественного состояния, данное Гоббсом, отмечая, что свободное состояние не является своеволием. Но и он полагает, что естественное состояние - это полная независимость.
Условия естественности, по утверждению и Гоббса, и Локка заключается в опасности быть самоуничтоженным. Мыслители осознают нужность перехода с естественного положения к общественности и государственности с помощью общественной договоренности путем открытых договоренностей добровольного утверждения законов и положений, которые устанавливаются властными органами, для которых они отводят собственные права.
Необходимо подчеркнуть: Локк и Гоббс понимают общество как согласованность атомизированных людей. Общество - это разумно-рациональная форма естественного природного порядка.
Таким образом, смысловая наполненность общественной жизнедеятельности является натуралистической. В это время у Локка уже зарождается концепция гражданского общества, у которого все еще нет четких границ с государственностью.
Социальная атомистика включала в себя разного рода течения, имевшие собственные отличия, несмотря на это суть оставалась одна и та же. Следует заметить, что внутри социальной атомистики были школы и установки, разного рода тенденции, которые обладали собственной спецификой, но не менявшие в корне своей сущности. Социальная атомистика не в полной мере объективно отражает реальность и иллюстрирует настоящие взаимоотношения:
Значительная доля рациональности присутствует в толкованиях последователей социальной атомистики, выделивших вместе с объективным и суммированным функционированием комплексных действий людей, деятельность социального регулирования, рационалистическую осознанную организованность общественной жизнедеятельности, основанную на компромиссе условий общественного взаимодействия.
Умозаключения Гоббса и Локка активно развивались и совершенствовались, а иногда и критически пересматривались, и дополнялись социальной философской мыслью французского Просвещения. Перенесенные во Францию и привитые философской мировоззренческой модели младшими просветителям, подобные суждения стали методологическим основанием для революционной идеологии.