Социальная философия нового времени


Социальная философия нового времени

Социальные идеи в рамках философской системы Нового времени

Представляется достаточно сложным разделение социально-философской и общефилософской проблематики философских исследований нового времени. Общественная сфера изучалась философами нового времени как некое развитие природного мира, который существует в рамках естественных, разумных законов, что свидетельствует о том, что философы нового времени особенностям социальной жизни не уделяли практически никакого внимания, а то и вовсе ее игнорировали. Культурно-исторические тенденции так же не принимались ими во внимание. Два важнейших фактора указывают на необходимость актуализации такой проблемы в философской науке Нового времени.

Во-первых, философская система того времени являлась идеологическим фундаментом и английских, и французских революционных движений. Философы Нового времени активно использовали собственные мировоззренческие концепции:

  • для обоснования социально-политических выводов;
  • для участия в политической жизни.

Во-вторых, множество социально-философских положений отразились в юридической практической сфере буржуазного общества: они были закреплены в конституционно-правовых документах. Такие положения актуальны и на сегодняшний день.

Замечание 1

Центральная проблематика социального аспекта философской науки нового времени - взаимоотношения человека с обществом.

Большая часть философов нового времени склонялась к социальному атомизму. Концепция социального атомизма выразилась в теории общественного договора, которую разработали Гоббс и Локк, а Руссо развил ее и существенно дополнил.

Сущность концепции социальной атомистики

Теория социальной атомистики заостряет внимание на приоритетности, первоначальности, господстве прав индивида в отношении с обществом. Последователи социальной атомистики отвергали концепцию о божественном происхождении социума и государственности. Они рассматривали личность как независимую индивидуальность, как единичный атом, а общественность воспринимали как комплекс социальных атомов.

Идея социальной атомистики окончательно оформилась в теории о договорном происхождении общества, которая нашла свое отражение в английской философской эмпиристике 17 столетия (Локк, Гоббс), а также французском Просвещении (Монтескье, Руссо).

Локк и Гоббс признавали некую переходность от природной среды к общественной жизнедеятельности, и обозначили ее как естественные условия. Подобное состояние описывается мыслителями как полная свобода и абсолютное равноправие, но, смысловая наполненность этих терминов, коренным образом различается.

Полная свобода человека (по Гоббсу и Локку)

Абсолютная свобода личности, по убеждению Гоббса, состоит в том, что волеизъявление человека не ограничивается нормами и догмами. Человек удовлетворяет свои требования, желания и стремления, совершенно не задумываясь об общественных обязанностях и действиях, в чем и выражается приоритетность индивидуальности, ее глубокая первоначальность. Взаимоотношения людей в естественных условиях Гоббсом описываются в форме знаменитой пословицы "человек человеку волк". Следовательно, личность существует в постоянных конфликтах и войнах с другими индивидами. Есть всего лишь один фактор, который не дает людям друг друга самоуничтожить, это боязнь смерти, инстинкт самосохранения.

Замечание 2

Локк немного скрашивает определение естественного состояния, данное Гоббсом, отмечая, что свободное состояние не является своеволием. Но и он полагает, что естественное состояние - это полная независимость.

Условия естественности, по утверждению и Гоббса, и Локка заключается в опасности быть самоуничтоженным. Мыслители осознают нужность перехода с естественного положения к общественности и государственности с помощью общественной договоренности путем открытых договоренностей добровольного утверждения законов и положений, которые устанавливаются властными органами, для которых они отводят собственные права.

Сущность общества

Необходимо подчеркнуть: Локк и Гоббс понимают общество как согласованность атомизированных людей. Общество - это разумно-рациональная форма естественного природного порядка.

Таким образом, смысловая наполненность общественной жизнедеятельности является натуралистической. В это время у Локка уже зарождается концепция гражданского общества, у которого все еще нет четких границ с государственностью.

Идейная структура социального атомизма

Социальная атомистика включала в себя разного рода течения, имевшие собственные отличия, несмотря на это суть оставалась одна и та же. Следует заметить, что внутри социальной атомистики были школы и установки, разного рода тенденции, которые обладали собственной спецификой, но не менявшие в корне своей сущности. Социальная атомистика не в полной мере объективно отражает реальность и иллюстрирует настоящие взаимоотношения:

  • человека и общественного устройства;
  • личности и государства;
  • общественности и государственности в границах полной отчужденности.

Значительная доля рациональности присутствует в толкованиях последователей социальной атомистики, выделивших вместе с объективным и суммированным функционированием комплексных действий людей, деятельность социального регулирования, рационалистическую осознанную организованность общественной жизнедеятельности, основанную на компромиссе условий общественного взаимодействия.

Умозаключения Гоббса и Локка активно развивались и совершенствовались, а иногда и критически пересматривались, и дополнялись социальной философской мыслью французского Просвещения. Перенесенные во Францию и привитые философской мировоззренческой модели младшими просветителям, подобные суждения стали методологическим основанием для революционной идеологии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :