Философия неофрейдизма


Философия неофрейдизма

Гуманистическая концепция Э. Фромма

В своем учении Э. Фромм поставил во главе угла человека как личность. Он рассматривал бытие человека не как состояние, а как проблему. Диалектика развития человека - вот главная тема его работ. Главные его идеи изложены в книге «Бегство от свободы», которая была выпущена в 1941 году. Его многочисленные труды проникнуты одной концепцией, поэтому развивают и дополняют друг друга, находясь на стыке философии и социальной психологии.

Фромм отошел от рассматривания общества как некое абстрактное образование. По нему общество состоит из индивидов, которых и следует изучать. Так его психологическая концепция приобрела направленность. Он пытался раскрыть смысложизненные и ценностные аспекты человеческого бытия, нравственных норм и моральных установок. Человека следует рассматривать как целостное образование. Его сущность нельзя свести к наличию одного определенного качества - доброты, разума, любви или ненависти, человека можно познать только с учетом его внутренних противоречий, которые коренятся в дихотомии убывающих инстинктов и возрастающего самосознания.

Замечание 1

Основная цель психоанализа Фромма - помочь человеку в самораскрытии внутренних потенций, чего можно достичь через познание собственной внутренней природы, овладения «искусством жизни».

Современное общество ставит ряд проблем перед человеком. Давая ему возможно для саморазвития, тем не менее, оно его ограничивает. Человек смог покончить с религией и богами, но, тем не менее, в современном мире вновь создает себе новых, но уже других, идолов, которым он снова упорно служит. В результате особенностей организации труда человек оказался отчужден от продуктов своего труда и других людей, а также от самого себя, это неизбежно ведет к индеферентности к жизни, тоску по утраченной индивидуальности. Человек достиг свободы, но вместе с ней приобрел и отчуждение.

Свобода у Фромма понимается в двух аспектах:

  • «свобода от»
  • «свобода для»

В современном мире происходит процесс движения в сторону «свободы от», но это негативная форма проявления свободы. Чем дальше от чего-либо уходит человек, тем в большей степени зависимости от своей свободы он находится. В конечном итоге сама «свобода от» начинает его угнетать, превращаясь в силу, которая стоит над ним. Возрастает уровень отчуждения от других и самого себя.

Человек осознает свою оторванность от других, это заставляет испытывать его страх беспомощности и затерянности. Способ преодолеть это состояния заключается в поиске и нахождении новых форм взаимодействия с окружающим миром, чтобы суть почувствовать себя в нем, как дома.

Философско-психологическая концепция К. Хорни

Карен Хорни одна из первых обратила внимание на культурные детерминанты человеческого взаимодействия. На основе собственных наблюдений она сделала вывод, что характер неврозов в Америке и Европе значительно различается, что можно объяснить в различии культур и социальных условий жизни людей. Она критически относилась к классической теории фрейдизма, согласно которой неврозы имели сексуальную этиологию. Она считала, что в основе психозов лежит конфликт между желаниями и обстоятельствами, в основе главного «базисного» конфликта находится «базальная тревога».

Определение 1

Базальная тревога - чувство, переживаемое ребенком, представленное беспомощностью и изолированность в потенциально опасном мире.

Переживание тревоги в период детства способно вызвать невротические состояния у взрослого, приобретенные наклонности могут стать чертой личности.

В условиях переживания состояния тревоги ребенок выбирает одну из следующих стратегий поведения:

  • движение к людям;
  • движение против людей;
  • движение от людей.

При движении к людям ребенок осознает свою беспомощность и пытается найти защиту у взрослых, завоевывая их любовь. Движение против людей отражает стремление ребенка быть сильнее, чем окружающие, он не доверяет миру взрослых. При движении от людей ребенок пытается выстроить свой собственный мир, понимая, что у него мало общего с окружающими, его усилия направлены на то, чтобы держаться от остальных как можно дальше.

Первоначально ребенок пробует следовать сразу всем трем стратегиям, однако это вскоре приводит к конфликту, что заставляет его выбрать один из путей поведения. У взрослого человека, напротив, все три стратегии сосуществуют, что является нормой, они дополняют друг друга, способствуя формированию гармоничной личности.

Индивидуальная психология А. Адлера

Адлер исходил из установки, что человек от природы беспомощен, имеет физиологические недостатки. Слабость человека вызывает у него чувство неполноценности, в результате чего он стремиться к компенсации и сверхкомпенсации. Столкновение личности с социальной средой влечет за собой нарастание нервного напряжения, источник которого кроется в глубинном чувстве неполноценности. Для снятия этого напряжения и адаптации к социуму в бессознательном личности развертываются направленные процессы компенсаторного характера. Таким образом, с точки зрения Адлера, взаимосвязь чувства неполноценности и компенсаторных механизмов психики не только создает целевые установки для процессов бессознательного и способствует адаптации, но и выступает главным механизмом развития психики человека, начиная с самого раннего возраста.

Примером компенсаторных механизмов может служить мастерство Демосфена. Будучи заикой от рождения, благодаря своим механизмам компенсации, он смог развить в себе талант оратора и стать одним из самых величайших ораторов Греции.

В своей концепции Адлер противопоставляет биологическому детерминизму Фрейда главенство субъективных переживаний индивида. Именно субъективные переживания чувства неполноценности, а также их компенсация и сверхкомпенсация становятся основным содержанием и целью бессознательных процессов психики. При этом, рассматривая воззрения Адлера, можно отметить, что компенсаторные явления, равно как и развитие психики в целом, проистекает из мотивации превосходства, получения власти одним индивидом над другими. Слабый по своей природе человек стремиться компенсировать свою неполноценность достижением неограниченной власти, что является целью большинства людей современной цивилизации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :