Философия культуры человека


Философия культуры человека

Понятие культуры человека

Культура представляет собой фундаментальное понятие. На данный момент насчитывается более 400 определений культуры, которые делают акцент на разные ее особенности. Это проистекает из того, что культура является объектом изучения самых разных наук, таких как социология, философия, история, культурология, аксиология и т.д.

Можно выделить несколько подходов к определению содержания понятия культуры:

  • философско-антропологический: культура есть выражение сущности человека, априорная метафизическая конструкция, культура развивается до понятия обобщенного духа;
  • философско-исторический: культура предстает как результат деятельности людей, изменения человеком его окружающей среды, культура предстает как грань, отделяющая человеческий мир от животного;
  • социологический: культура является фактором организации общества, человек создает культурные нормы и ценности, которые определяют направление развития общества, т.е. над человеком господствует то, что он сам выдумал.

Человек при помощи своего труда и разума создает артефакты, т.е.е некие искусственные объекты, благодаря чему человек обеспечивает себе выживание в природной среде. Так возникают различные вещи, отношения и процессы. Однако для того, чтобы они стали культурой, необходимо выполнение двух условий:

  • отделение от природы, вхождение в мир человека;
  • отделение от человека и приобретение самостоятельного характера и значения.

Последнее означает, что создаваемый объект не должен быть тождественен самому человеку. Это проистекает из того факта, что человек, живя в обществе, все же не сливается с ним, а существует в нем всего лишь как во внешней среде, поэтому он может принимать те или иные черты общества или отвергать их, изменять, трансформировать, уничтожать, в конце концов. Субъект не является частью культуры до тех пор, пока он не переходит в категорию объектов.

Культура испытывает на себе влияние как природы, так и человека. Это дает основание ряду философов заявить, что она представляет собой третью реальность (две другие - природа и человек). В этой специфической реальности происходит наложение одного мира на другой, и в ней же происходит их примирение и взаимное обогащение. Через культуру и природа, и человек обретают самодостаточность.

Сняв одно противостояние между человеком и природой, культура порождает ряд новых проблем:

  • конфликт природы и культуры, что выражается в набирающих обороты экологических проблемах;
  • конфликт между культурой и человеком, который заключается в противостоянии культуры как застывшей формы человеческой мысли и внутренней духовной активности человека, находящейся в постоянном поиске новых смыслов;
  • конфликт между разными культурами как противостояние различных культурных ценностей, возникших на разных исторических и материальных платформах.

Культура как поиск смыслов

Само слово «культура» восходит ко временам античности. Оно уже употреблялось в документах и произведениях Древнего Рима. Оно было синонимично понятию хозяйство и изначально соотносилось с каким-либо социальным или духовным явлением: культ разума, культ богов, культ предков, культура души и т.д. Такие словосочетания употреблялись достаточно долго, пока на смену не пришло понятие цивилизации.

Одним из первых о культуре заговорил древнеримский писатель и государственный деятель Катон, который написал трактат о возделывании земли. В современном переводе название произведения звучало бы как «агрокольтура». Катон ведет речь не только о трудовой деятельности и методах работы на земле, но и утверждает, что возделывание почвы требует особого душевного настроя, без чего не будет высоких результатов. Цицерон позже употреблял слово культура, говоря уже о необходимости возделывания духовности человека, а саму философию называл культурой духа и разума. Тем самым в культуру закладывается необходимость знаний, особого состояния души, а также почитание и уважение духовного начала в человеке.

Во времена средневековья слово культура употреблялось реже, чем слово культ, которое было связано со способностью раскрытия себя для служения богу и выражения любви к нему. В средневековом культе, по мнению Хайдеггера, в каждый исторический момент как бы заново совершались и воспроизводились в символической форме все значимые события священной истории.

Замечание 1

С XVII века слово культура стало использоваться в современном значении, определяя ее как все, что создано руками человека. Это нередко приводит к толкованию о формировании «второй природы», что приводит к отчуждению культуры от мира природы. Однако природа и культура тесно связаны друг с другом, что отражает известный закон диалектического материализма единства и борьбы противоположностей.

Проблема типологии культур

Тот или иной объект становится культурой, если он приобретает смысловое значение. Так, кусок ткани на древке останется просто тканью, если человек не наделит его особым духовным наполнением, в результате чего он приобретет статус национального флага, за спасение которого люди готовы будут отдавать свои жизни. Культурные феномены образуют между собой связь, объединяясь в системы. С точки зрения П. Сорокина между различными культурными объектами можно установить следующие виды связей:

  • пространственные,
  • косвенные причинные,
  • прямые причинные,
  • смысловые,
  • причинно-смысловые связи.

Культурные феномены, имеющие одинаковое или схожее смысловое наполнение, образуют особые типы, что выражается в возможности типологизации культур. Если в качестве основания выбрать мировоззренческий установки, выражающие приоритет того или иного явления, то можно выделить культуры, отдающие предпочтение природоцентризму, теоцентризму, логоцентризму, социоцентризму, антропоцентризму. Согласно другому основанию, возможно классифицировать культуры на восточные и западные.

Однако любое деление культур на типы или классификации в значительной степени условна. Причина проблемы типологизации культур заключается в их широком разнообразии, взаимодействии, в результате которой стираются определенные грани, а присущие одной культуре ценности воспринимаются со временем и другой культурой (вспомним Японию и процесс ее культурной трансформации). Сами культурные характеристики довольно зыбки, порой подобрать и определить различие между культурами чрезвычайно сложно, хотя на духовном уровне разница будет хорошо чувствоваться. Стоит учитывать и историческое развитие, в результате чего черты одной культуры постоянно меняются, уходят одни, появляются другие особенности. Кроме того, различается и смысловое ядро каждой культуры, как различаются социальные явления и последствия, на которые она способна оказывать влияние.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :