Философия в культуре современной Индии


Философия в культуре современной Индии

Неоиндуизм

В основе философии Индии лежит древнейший памятник литературы – Веды, который отражает глубину философской мысли древнеиндийских мудрецов. Они оказали огромное влияние на складывание и развитие всей философской системы Индии. Из нее рождается индуизм, представляющий собой религиозно-социальную систему хинду, включающую в себя противоречивую систему ритуалов, практик, взглядов и традиций, созданных на основе Вед и предписаний брахманов.

Индуизм проникает во все сферы жизни своего последователя, не только в морально-поведенческую, но и в социальную и даже юридическую. Он имеет различные локальные особенности, тем самым представляет собой не столько религию, сколько образ жизни человека, диктующий, в том числе, особое мировоззрение. Поэтому в индуизме нет еретических ответвлений, поскольку нет и канонических убеждений. В центре всей религиозной системы стоят три бога: Брахма, Шива, Вишну. Появление этих богов имеет длительную историю, они вобрали в себя множество отдельных черт, образов, идей, поэтому данные божества и имеют иногда противоречивые проявления. Поэтому каждый последователь индуизма выбирает себе именно то воплощение, тот образ, который ему наиболее близок, эмоционально и психологически.

Стоит учитывать, что плюрализм индуизма является следствием особенностей всей индийской культуры, которая не осуждает разнообразие. Она в целом связана общими мировоззренческими установками, что проявляется в единых принципах жизни и ее ориентирах, которым стараются следовать большинство индусов.

Замечание 1

В современной культуре Индии под индуизмом понимают многочисленные секты, направления, учения брахманизма, наставников, гуру, местные культы и т.д. В одно целое их объединяет признание Вед как основы учения, разделение идеи о карме, мокше, а также поддержание системы варн.

В систему индуизма входят и следующие философские учения:

  • ньяя
  • вайшешика
  • санкхья
  • йога
  • веданта
  • миманса

К неортодоксальным направлениям относят:

  • адживика
  • локаята

Особенностью современной философии Индии является ее опора на старые тексты, не на их критику, а на показ их действенности в иных условиях и аспектах. Индуизм претерпел в том числе период европейского влияния, происходила его модернизация на протяжении XIX-XX веков, но при этом он смог по-прежнему остаться как национальная идея Индии. На развитие индуизма в новое время оказали влияние такие философы, как Рамакришна, Рой, Вивеканда, Ауробиндо Гхош и др.

Философия Вивекананды

В круг интересов Вивекананды (1863-1902 гг.) входили произведения многих европейских философов, таких как Гегель, Фихте, Шопенгауэр и другие. В центре его философии стоят вопросы будущего Индии, ее духовного и общественного развития. Он не противопоставлял дух и материл, считая, что деление на материалистов и идеалистов слишком условно, а потому бессмысленно. И материя, и дух принадлежат «этому» миру, но по своей сути являются порождением атмана – души. Они обе воздействуют друг на друга, так, материя порождает ощущения, которые порождают в душе определенные чувства, под внешним воздействием (внешней силы) в человеке зарождается мысль, которая потом способна проникать в природу. Природа есть сила, она может проявлять себя и как материя, и как дух. Таким образом, Вивекананда стоит на разделении мира на этот мир, мир универсума и природы, и мир потусторонний, мир сущности.

Этот мир есть ни что иное, как майя, т.е. бесконечное количество качеств. Майя нереальны, т.к. качества на обладают свойством материи, они способны меняться и исчезать. Признать существование май означает признать многообразие мира и его свойств, качеств, принять мир таков, какой он есть во всем его противоречии.

Время, пространство и причинно-следственные связи действуют, если в мире есть недифференцированный Абсолют. Благодаря ему (а именно процессу «дегенерации») происходит рождение явлений. Пространство и время выступают как их основные характеристики и качества.

Человек предстает как часть природы, вселенной, более того, человек – это микрокосм. В нем есть все, от разных частей природы: минералы как проявление физической материи, сила как часть растений, способность чувствовать и желать – от животных, интеллект – от высших животных, и только человек владеет душой. Душа бессмертна, происходит перерождение телесной оболочки, душа же находится в постоянном круговороте.

Философия йоги

В настоящее время особой популярность приобрела йога, которая представляет собой не только систему техник и упражнений для укрепления тела, но и философское учение, направленное на совершенствование духа. Йога является древней системой, упоминания о ней содержатся в ведических текстах, однако в качестве цельного самостоятельного учения она начала оформляться с IV века н.э. в период кризиса буддизма как переосмысления буддистских доктрин и путей самосовершенствования на основании его соотнесения и дополнения более древними практиками в современной для авторов того времени обработке.

Критика буддийского учения со стороны многих авторов строилась на переносе акцента с медитации и контроля разума на практику асан - телесных упражнений, и очищение тела, которое создает основу для духовного роста. С точки зрения идеологов хатха-йоги, правила контроля разума, которые изложены в яме и нияме - первых ступенях йоги, содержащиеся в «Йоге-сутре», слишком сложны для неподготовленных современников. Вместо самодисциплины и самоуправления они приводят к расщеплению сознания и душевным болезням, поскольку основываются на понятиях о единстве противоположности и двойственности всего сущего.

Яма и нияма содержат по десять правил каждая. Яма содержит правила поведения, в то время как нияма сконцентрирована на моральных эталонах, именуемых соблюдением. Так, первая яма называется ахимса, что означает ненасилие. Она реализуется через стремление оставаться пассивным и желание не навредить никому, при этом одно из крайних форм проявления данного правила является подметание дорожки перед собой, дабы не раздавить случайное насекомое. Другая яма - искренность и честность. Как и все яма, они в большей степени направлены не на других, а на самого себя. В то время как ямы регулируют взаимодействие йога с окружением, ниямы в большей степени ориентированы на регуляцию его внутреннего состояния и представляют собой рекомендации по его совершенствованию, например, требование аскетизма, довольствоваться малым и т.д.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :