Современная философия культуры


Современная философия культуры

Основные теории культуры XX века

Значительное влияние на развитие культурологи и философии культуры оказал А. Бергсон. Его философия воспринималась как настоящая программа, что объясняется не только оригинальностью идей, но и обращением к новому полю деятельности - теории времени. Бергсон ввел понятие длительности времени, которое разбило время на психофизическое и онтологическое, в котором содержались два основных концепта - «творчество» и «интуиция». Интуиция дает человеку цельное понимание реальности, неделимую подвижную непрерывность («длительность»), чем отличается от действия прагматического рассудка.

В своей работе «Два источника морали и религии» (1932) Бергсон выделял два типа общества:

  • «закрытое» - при помощи авторитарных мер утверждающее стабильность и «статическую» мораль;
  • «открытое» - присуща «динамическая» мораль и развивающееся за счет «жизненного порыва» людей.

Истоки неблагополучия общества лежат в статичной морали, с ее механистическим и агрессивным характером. Будущее должно быть за свободным обществом, основанным на творчестве и витальности.

Долгое время задавала тон представлениям о культуре психологическая концепция З. Фрейда и К. Юнга. Созданное Фрейдом учение о психоанализе содержало важное положение о наличии бессознательного в психологической структуре личности. Идея о влиянии бессознательного на ментальные структуры личности для многих современников стала основной для понимания культуры, поскольку позволяла выразить психический импульс в символ.

В психоанализе утверждается, что сознательная жизнь человека наполнена противостоянием между его собственными инстинктивными желаниями и потребностями и нормами морали и нравственности, которые ограничивают и запрещают их удовлетворение. Культура, таким образом, предстает как выражение этой внутренней борьбы, ее динамики и сюжетов. Культурное воплощение подавленных в себе желаний принимает форму сублимации.

Юнг несколько переносит акценты, делая данную теорию более романтичной. Для него бессознательное не жестокая и темная энергия, а источник творчества и интуиции. Он вводит понятие коллективного бессознательного, одинаковая для всех носителей. В нем он выделил первичные модели, которые определяют психическую жизнь человека - архетипические образы. Их исследование приблизило работу Юнга к культурологической.

Теория Э. Кассирера построена вокруг теории познания, он считал, что наука - это часть духовной культуры, в которой происходит противостояние и взаимодействие культуры и природы. Большое внимание он уделял символической деятельности. Символ выступает как единство смыслового и чувственного начала, его простейшей формой является слово. Символ отражает не только понимание, но и форму деятельности. Символы способы образовывать сложные субъектные комплексы, названные Кассирером символическими формами. К ним он относил:

  • миф;
  • язык;
  • искусство;
  • религия;
  • право;
  • техника;
  • экономика;
  • история.

В философии Х. Ортеги-и-Гассета центральное место занимает разграничение «идей» и «верований». Верования берут свое начало в недрах культурной почвы, их нельзя произвольно сменить. В то время как идеи - это продукт личного творческого развития человека. Они возникают, когда верования не могут дать ответ человеку. Эти лакуны заполняются идеями, выраженными в виде морали, религии, науки и т.д. «Верхний» слой культуры представляет собой сумму таких идей.

К творчеству Ортеги-и-Гассета относится появление понятия массовый человек. Такой человек является результатом влияния современной низкопробной культуры, это неоварвар, который требует себе все права гражданина. Философ призывает отказаться от лживого гуманизма и признать существование масс и элиты. Современное искусство его услышало, поэтому все больше новое искусство сознательно отказывается от популярности и сосредотачивается на избранных ценителях. Так назревает дегуманизация искусства.

Антропологические и исторические теории культуры

В антропологии в XX веке намечается все больший сдвиг в теорию культуры. Уже в работе А. Л. Кребера одна из главных тем касается проблемы определения природы культуры в целом. Ему присуще понимание культуры как универсальной сверхорганизованной системы. Результатом его исследований является критика жестких структурных и линейных моделей прогресса, доказывая, что культуре не свойственна жесткая детерминация.

Замечание 1

Основы новой дисциплины - структурной антропологии - заложил К. Леви-Стросс. В центре его учения гипотеза о тождестве структурных моделей лингвистики и моделей поведения человека. Он изучал бессознательные структуры разума через различные культурные формы.

Большое влияние на становление философии культуры оказала историческая школа «Анналов», а именно М. Блок и Л. Февр, также известная как «новая историческая наука». Целью нового направления истории был уход от изучения политических процессов к «тотальной» истории во всей совокупности общественных процессов. Они сосредоточили свое внимание на таких культурологичских аспектах, как ментальность, историчность систем ценностей, коллективные установки и представления.

В эту же группу можно включить оригинальные теории генезиса культуры через игровую деятельность. К числу сторонников этой идеи относится историк Й. Хейзинга, который считал, что игра является первичной формой, принимающая потом форму культуры.

Социологические идеи культуры

Длительное время исследователи общества не проводили грани между самой социологией и культурой, более того, Вебер называл свою науку как «эмпирическую науку о культуре». К числу людей, повлиявших на современное представление о культуре, были Г. Зиммель, М. Вебер, К. Мангейм.

Вебер считал, что основной ключ к разгадке социологических тайн является развитие «понимающей» науки с интерпретацией явлений через смысл, вкладываемый субъектом действия. Таким образом, не столь важны факты, столько их культурное значение. Именно они ориентируют деятельность людей и задают им мотивы поведения. Это особо ценно, когда идет речь о взаимодействии между людьми в обществе.

Вебер предлагал анализировать культуру через 4 социальных действия:

  • целе-рациональный тип действия;
  • ценностно-рациональный тип действия;
  • аффективный (основанный на эмоциях) тип действия;
  • традиционный (основанный на привычке и традиции) тип действия.

На основе выделения идеальных типов, Вебер создал свою типологию культуры, деля ее на традиционную (власть традиции), харизматическую (люди некритически идут за лидером), легальную (основа на порядке и рационализации социальной жизни).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :