Значительное влияние на развитие культурологи и философии культуры оказал А. Бергсон. Его философия воспринималась как настоящая программа, что объясняется не только оригинальностью идей, но и обращением к новому полю деятельности - теории времени. Бергсон ввел понятие длительности времени, которое разбило время на психофизическое и онтологическое, в котором содержались два основных концепта - «творчество» и «интуиция». Интуиция дает человеку цельное понимание реальности, неделимую подвижную непрерывность («длительность»), чем отличается от действия прагматического рассудка.
В своей работе «Два источника морали и религии» (1932) Бергсон выделял два типа общества:
Истоки неблагополучия общества лежат в статичной морали, с ее механистическим и агрессивным характером. Будущее должно быть за свободным обществом, основанным на творчестве и витальности.
Долгое время задавала тон представлениям о культуре психологическая концепция З. Фрейда и К. Юнга. Созданное Фрейдом учение о психоанализе содержало важное положение о наличии бессознательного в психологической структуре личности. Идея о влиянии бессознательного на ментальные структуры личности для многих современников стала основной для понимания культуры, поскольку позволяла выразить психический импульс в символ.
В психоанализе утверждается, что сознательная жизнь человека наполнена противостоянием между его собственными инстинктивными желаниями и потребностями и нормами морали и нравственности, которые ограничивают и запрещают их удовлетворение. Культура, таким образом, предстает как выражение этой внутренней борьбы, ее динамики и сюжетов. Культурное воплощение подавленных в себе желаний принимает форму сублимации.
Юнг несколько переносит акценты, делая данную теорию более романтичной. Для него бессознательное не жестокая и темная энергия, а источник творчества и интуиции. Он вводит понятие коллективного бессознательного, одинаковая для всех носителей. В нем он выделил первичные модели, которые определяют психическую жизнь человека - архетипические образы. Их исследование приблизило работу Юнга к культурологической.
Теория Э. Кассирера построена вокруг теории познания, он считал, что наука - это часть духовной культуры, в которой происходит противостояние и взаимодействие культуры и природы. Большое внимание он уделял символической деятельности. Символ выступает как единство смыслового и чувственного начала, его простейшей формой является слово. Символ отражает не только понимание, но и форму деятельности. Символы способы образовывать сложные субъектные комплексы, названные Кассирером символическими формами. К ним он относил:
В философии Х. Ортеги-и-Гассета центральное место занимает разграничение «идей» и «верований». Верования берут свое начало в недрах культурной почвы, их нельзя произвольно сменить. В то время как идеи - это продукт личного творческого развития человека. Они возникают, когда верования не могут дать ответ человеку. Эти лакуны заполняются идеями, выраженными в виде морали, религии, науки и т.д. «Верхний» слой культуры представляет собой сумму таких идей.
К творчеству Ортеги-и-Гассета относится появление понятия массовый человек. Такой человек является результатом влияния современной низкопробной культуры, это неоварвар, который требует себе все права гражданина. Философ призывает отказаться от лживого гуманизма и признать существование масс и элиты. Современное искусство его услышало, поэтому все больше новое искусство сознательно отказывается от популярности и сосредотачивается на избранных ценителях. Так назревает дегуманизация искусства.
В антропологии в XX веке намечается все больший сдвиг в теорию культуры. Уже в работе А. Л. Кребера одна из главных тем касается проблемы определения природы культуры в целом. Ему присуще понимание культуры как универсальной сверхорганизованной системы. Результатом его исследований является критика жестких структурных и линейных моделей прогресса, доказывая, что культуре не свойственна жесткая детерминация.
Основы новой дисциплины - структурной антропологии - заложил К. Леви-Стросс. В центре его учения гипотеза о тождестве структурных моделей лингвистики и моделей поведения человека. Он изучал бессознательные структуры разума через различные культурные формы.
Большое влияние на становление философии культуры оказала историческая школа «Анналов», а именно М. Блок и Л. Февр, также известная как «новая историческая наука». Целью нового направления истории был уход от изучения политических процессов к «тотальной» истории во всей совокупности общественных процессов. Они сосредоточили свое внимание на таких культурологичских аспектах, как ментальность, историчность систем ценностей, коллективные установки и представления.
В эту же группу можно включить оригинальные теории генезиса культуры через игровую деятельность. К числу сторонников этой идеи относится историк Й. Хейзинга, который считал, что игра является первичной формой, принимающая потом форму культуры.
Длительное время исследователи общества не проводили грани между самой социологией и культурой, более того, Вебер называл свою науку как «эмпирическую науку о культуре». К числу людей, повлиявших на современное представление о культуре, были Г. Зиммель, М. Вебер, К. Мангейм.
Вебер считал, что основной ключ к разгадке социологических тайн является развитие «понимающей» науки с интерпретацией явлений через смысл, вкладываемый субъектом действия. Таким образом, не столь важны факты, столько их культурное значение. Именно они ориентируют деятельность людей и задают им мотивы поведения. Это особо ценно, когда идет речь о взаимодействии между людьми в обществе.
Вебер предлагал анализировать культуру через 4 социальных действия:
На основе выделения идеальных типов, Вебер создал свою типологию культуры, деля ее на традиционную (власть традиции), харизматическую (люди некритически идут за лидером), легальную (основа на порядке и рационализации социальной жизни).