Развитие философии культуры


Развитие философии культуры

Становление философии культуры как науки

Философия культуры как самостоятельное научное направление зародилась относительно недавно и все еще продолжается процесс выработки подходов к рассмотрению феномена культуры, определения объекта и предмета данной области, ее специфических отличий.

Однако вопросы философии культуры поднимались еще во времена античности. Специфика рассуждений античных философов о культуре заключалась в противопоставлении мира человека и мира природы. Более того, многие античные философы считали, что развитие культуры отталкивает человека от природы, поэтому Диоген и Антисфен полагали, что человеку необходимо возвратиться к первобытному состоянию единства с миром.

Проблемы культуры поднимались у представителей разных направлений античной философской мысли:

  • софисты;
  • киники;
  • стоики;
  • эпикурейцы и др.

В эпоху средневековья при господстве христианства проблема культуры меняется свое звучание. Теперь философов больше волновало соотношение культура-Бог, что привело к формированию теологии культуры. Развитие и совершенствование человека понималось как устранение греха при движении человека к Богу, его замыслу, осуществление высшего предназначения.

В период Ренессанса опять становится популярным античные воззрения, однако все больше делается упор на космологические и этические теории. Результатом этого стало формирование представления о культуре как отражении внутренней духовной красоты.

В новое время философы все больше отходят от типичных религиозных представлений на человека и плоды его труда (культуру). Вико уподоблял культурное развитие человечества индивидуальному становлению человека. По его мнению, в истории можно было выделить три фазы:

  • эпоха богов (детство);
  • эпоха героев (юность);
  • эпоха людей (зрелость).

Постепенно начинает доминировать идея прогресса в культурологических теориях философов. Однако в этот период сохраняется критика культуры как отход человека от его естественного состояния, поэтому Руссо утверждал, что искусство и наука являются результатом неудовлетворенности человеком своей жизнью, чтобы этого избежать, необходимо двигаться обратно к природе.

В XIX веке идея несовершенства разума все еще продолжала господствовать. И. Кант отвергал мысль, что при помощи мысли человек может решить свои проблемы. Он считал, что при любом развитии ума человеку не утолить потребность в счастье. Счастье могло бы быть у человека, слитого с природой, но это означало бы всякий отказ от цивилизации и культурных достижений. Смысл человеческой жизни Кант видел в достижении господства не над природой, а над самим собой.

Генезис культуры по Энгельсу

Замечание 1

Одна из основных гипотез генезиса культуры изложена в теории Ф. Энгельса. Именно ему принадлежит всем известная фраза «Труд сделал из обезьяны человека».

По теории Маркса и Энгельса сознание людей возникло именно в ходе трудовой деятельности, что послужило началом для культуры. Человек по сути представляет собой социальное животное, т.к. стереотипы его поведения закладываются социумом, поэтому сущность человека определяется прежде всего совокупностью общественных отношений. Поэтому рождается человек животным, но в процессе влияния на него общественных отношений становится человеком.

Однако в трудовой теории есть свой замкнутый круг. Сознание появляется лишь в процессе труда, однако, чтобы заняться трудом, уже нужен интеллект. Предполагается, что ответ на это противоречие может быть скрыт в природе самого труда, однако многочисленные ученые спорят о том, что же признать трудом.

Маркс и Энгельс утверждали, что труд был необходим первобытному человеку для выживания в мире и его познания, а само поведение было направлено на себя и для своей пользы. Тем не менее выводы этнографов спорят с ними. Какая польза была первобытному человеку от рисунков на скале? Еще не имея орудий труда и огня для приготовления пищи, человек обрел магию, мистическое восприятие жизни в противовес практицизму.

Л. Мэмфорд считает, что особенность человека заключается в его способности к самосовершенствованию. Из этого проистекает его способность к труду и общественному взаимодействию. Развитие простейшей моторно-сенсорной координации не требует большого ума, и только благодаря стремлению к совершенствованию, развитию своего ума, в том числе через обогащение его символами, возникает человек.

Теория культуры Й. Хейзинга

Й. Хейзинга является историком культуры. Он создал теорию, раскрывающую генезис культуры через игровую деятельность. Он предполагает, что игра является более древней, чем сама культура, т.к. элементы игры мы видим в поведении животных. Человек создает рядом с природой свой выдуманный мир. Игра необходима, с одной стороны, как биологическая функция, с другой, как средство символического выражения смыслов. Изначально человек начал менять окружающую его среду в своем воображении, потом в игре, а затем уже в реальности.

Однако ив этой теории встает вопрос - раз игра есть и у животных, почему они не создают культуру? Хейзинга считает, что игра и культура едины, по мере развития культуры игра стала отходить на задний план, но в любой момент она может выйти на первый уровень.

Концепция игры как истока культуры разделяется Е. Финком. Он полагает, что игра свойственна только людям. Она представляет собой движение бытия в себе самом.

Замечание 2

Чем бесцельней с точки зрения практики игра, тем больше счастья находит в ней человек.

Финк считает, что культ, религия, искусство, миф своими корнями уходят в феномен игры. У всех народов есть свои игры, причем в них прослеживается своя история познания окружающего мира, свои открытия и изобретения, но иного, духовного плана, чем орудия труда и обычные артефакты культуры. На первый взгляд они могут показаться не такими полезными, но они создают смысловое пространство развития человека, его отношение к действительности, поэтому их значение для человека чрезвычайно велико.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :