Философия даосизма


Философия даосизма

Философия даосизма

Определение 1

Даосизм – китайское дао цзяо, дословно «учение о Дао» – является китайским вероучением, возникшее в V-VIII вв. до н.э., то есть в поздний чжоуский период, или в период Воюющих Царств. Даосизм устанавливается как единственная автохтонная религия Китая, олицетворяет высшую форму выражения традиционной китайской религиозности.

Следует отметить, что в самой китайской культуре не существовало понятия «религия», а те феномены, которые западная традиция относила к религии, в китайском языковом пространстве соответствовали понятию «цзяо» (учение). В этом проявляется одна из различий в анализе дуализма Востока и Запада.

Замечание 1

Даосский мир не разрезан пополам на вечный дух и временно существующую материю. «Мир китайской культуры – мир сугубо имманентный, вмешательство трансценденции в его существование исключается за отсутствием самой трансценденции.

Итак, натурализм, витализм и холизм, единственный и целостный космос, пронизанный потоками жизненной силы, космос, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве, одновременно постоянно трансформируясь и изменяясь в своей исконной энергичной пластичности».

Социальным идеалом ранних даосов была «естественная простота и естественность, уход от любой суеты, страстей и желаний, которые так негативно влияют на натуру людей, на характер общества.

Простота и чистота помыслов, смирение, сострадание, и даже просто "недеяния" (у-вэй)» – вот что проповедовали даосы. «Этика и социальная политика, которые были квинтэссенцией конфуцианства, почти не имели значения для даосов».

Принцип «не деяния» означает примерно следующее: не делай ничего и не будет ничего не сделанного, то есть он призывает человека как можно меньше вмешиваться в ход жизни, все произойдет само собой, естественным путем.

Именно призыв даосов к отрицанию социальных пут, сковывающих человека, оказал большое влияние на распространение крестьянских восстаний в Китае, самое известное из которых – восстание Желтых повязок.

Неудача восстания Желтых повязок сыграла свою роль в трансформации даосизма. Так называемый «неодаосизм» сложился под влиянием набирающего сил буддизма и, конечно же, встроенного в генотип культуры конфуцианства. Неодаосизм уже не имел ничего общего с идеями крестьянских восстаний и, как считают некоторые исследователи, «служил укреплению феодального господства».

Направления даосизма

В процессе трансформации даосизма сформировались два направления:

  • ортодоксальный политический даосизм;
  • еретический политический даосизм.

Первое направление развивало концепцию монарха как совершенного человека, что гарантировало ему неограниченную власть. Второе – было связано с народными движениями, для него были характерны мессианизм (который воплощали лидеры движения Лао-цзы) и милленаризм (вера в «царство справедливости»).

Таким образом, даосизм в периоды политических кризисов «имитировал и возглавлял процесс борьбы "за справедливость" до того момента, пока государственность опять не приобретала устойчивости. После чего даосизм как бы снова "передавал" власть имперской верхушке».

Символы даосизма

Важным является рассмотрение основных символов даосизма – Инь и Ян, которые в соответствии означают хаос и порядок. Следует отметить, что в китайской мировоззренческой системе нет разделения на добро и зло, а Инь - хаос носит позитивно-креативный характер. Чередование Инь и Ян является процессом достижения гармонии, равновесия и справедливости. Порядок, выраженный символикой Ян, по мнению исследователей, использовался императорским двором для поддержки власти, а к Инь – хаосу обращался народ в процессе подготовки восстаний.

Замечание 2

Так, главарь Желтых повязок Чжан Цзюэ провозгласил, что «скоро «Синее небо», что ассоциировалось с правящей династией Хань, которая погибнет и уступит свое место новому, «Желтом небу», которое принесет всем счастье и радость. Это событие, по его подсчетам, должно было состояться в 184 году, когда начинался новый 60-летний цикл, который играл в Китае роль века». Позже, даосизм верно служил целью сохранения политической системы, имитируя управляемые крестьянские смуты.

В результате в даосизме постепенно начали отходить на задний план его специфические черты, а место основных принципов заняли положения, можно назвать Всекитайского. Отметим лишь те из них, которые относятся к социально-политической сферы: Уважать родителей, уважать правителя и учителя, любить все живое, заботиться о восстановлении растительности, основывать гостиницы и постоялые дворы, быть полезным всем, просвещать неразумных, радоваться чужому благополучию, а не сталкивать другой, чтобы занять его место.

Параллельно, даосизм стал религией, которая удовлетворяла и «верхи» и «низы»: образованных интеллектуалов – в философском плане, народ - культами, ритуалами, магией. Следует отметить, что те черты даосизма, которые противостояли конфуцианству, со временем трансформировались в соответствии с ценностями последнего.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :