Эпоха Возрождения или Ренессанса охватывает период с XIV - XVI и распадается на два основных явления, абсолютно разных по своему содержанию, потому часто предстают как отдельные эпохи:
Ренессанс отражает культуру светскую, для которой характерно восприятие мира в его телесной материальной форме, поклонением красоте и человеческому телу. Антропоцентризм эпохи Возрождения основывается на концентрации философии и культуры эпохи вокруг фигуры человека, более того, человек начинает примерять на себя роль творца, возникает представление о человекобоге. Один из основных тезисов эпохи Возрождения - «человек есть второй бог».
Второй характерной чертой данного времени был гуманизм, а точнее, гуманистическое движение. Первоначально оно возникает как движение за обновление образования и введения новых предметов, имеющих в своей основе науку, а также против схоластики. Однако через деятельность таких педагогов, которые свои принципы излагали не только в теоретическом виде, но и всячески старались вкладывать в головы своих учеников, сложилась целая мировоззренческая система, объединявшая людей из разных социальных слоев, но со схожими установками, взглядами, одним кругом чтения и т.д. И конечно, такое движение было в своей сущности неоднородным.
Эпоха реформации, с ее стремлением избавить церковь от накопившихся пороков, таких как продажные индульгенции, необходимость в переводе Библии на национальные языки, упрощение культа и т.д., привела в итоге к возникновению протестантизма. Ее отличительными чертами является некая культурная мрачность. Религиозные проблемы были связаны с острым переживанием духовного кризиса, а также поисками себя, перспективой Страшного Суда, греховности человека, посмертного воздаяния и т.д. Лучше всего состояние человека той эпохи описывает М. Лютер: «Не я, но Бог во мне».
Прослеживая динамику изменения философии эпохи Возрождения, необходимо отметить, что расцвет эпохи Ренессанса приходится на первую четверть XVI века, и на это же время приходится начало реформации, т.е. переход от культуры жизни Ренессанса к строгости реформации произошел в очень короткие сроки. Как утверждает М.Т. Рюмина, в этом нет ничего удивительного - поменялась форма, но основные принципы в обоих течениях одинаковые:
Они характерны для обоих эпох и создали основу для дальнейшего развития экономической свободы и в целом для возникновения капитализма. Более того, обе эпохи имели одну цель - обосновать человека как главное действующее лицо в его истории и в мире.
Философские взгляды на искусство, и на живопись в частности, были в эпоху Возрождения чрезвычайно разнообразны. Исследователи отмечают, что упорядочить и внести согласованность во взгляды деятелей той эпохи на искусство практически не возможно. Однако общие принципы понимания живописи все же существовали.
В теоретических трактатах Гуарино и Вазари поднимаются такие вопросы, как композиция произведения, сюжет и его выбор, законы перспективы, числовые пропорции в живописи. Часто автор берет на себя роль судьи, оценивая то или иное произведение. Общая увлеченность искусством предопределила употребление к живописи принципа «живопись как поэзия». Постепенно происходит выделение искусства и художественной деятельности из области ремесла и формируется представление об искусстве как о занятии лиц благородных. Более того, новым героем эпохи становится художник, как человек, который воплотил в себе материальную и духовную деятельность.
Процесс постепенного отхода живописи от канонов эпохи средневековья можно увидеть, анализируя полотна художников в их историческом порядке. Так, на полотнах Леонардо да Винчи, Микеланджело и других, мы видим все те же библейские сюжеты, но выполнены они совсем по-другому. Краски стали ярче, само изображение телеснее, оно приближается к портрету, появляется чувственность в образе, на первое место выходит красота телесная. Зритель любуется красотой человека, восхищаясь его силой, а через изображение - и разумом, и мощью героя. С раскрытием законов перспектив изображаемый художником мир расширился, открыв глубину и органичность живописи для человеческого глаза.
Таким образом, художники подчеркивают человеческую свободу. Она понимается теперь прежде всего как достижение земное, мирское измерение, результат индивидуального человеческого развития.
В эпоху Возрождения происходит бурное развитие светской музыки, хотя отголоски средневековой традиции все еще оставались. Тем не менее появлялись новые жанры и стили, а также новые принципы создания музыкального произведения. Более того, происходит изменение статуса самого музыканта. Он теперь не изгой общества, некий трубадур, шут или фокусник в одном лице, а представитель почетного дела, мастер и виртуоз с высоким социальным статусом, чьим творчеством восхищаются. Теперь и дворяне активно занимаются музыкой, в Италии повсеместно организовываются кружки музыки для благородных лиц. Таким образом, в своем значении музыка уступала только живописи. Вскоре умение играть на музыкальных инструментах, а также исполнять песни стало одним из основных требований к дворянам, в особенности придворным. Бальдассаре Кастильоне писал, что для придворного не допустимо не владеть музыкой, она необходима для избавления от скуки, для удовольствия дам, «души которых, нежные и мягкие, легко проникаются гармонией и исполняются нежности».
Абсолютно новым явлением стало занятие музыкой женщинами, что было строго запрещено в средневековье. Современники оставили много положительных отзывов о музыкальных талантах дам. Известны даже случаи состязаний между придворными дамами в искусстве пения.