Возрождение представляет собой переходный исторический период от средневековья к новому времени. Именно в это время происходит высвобождение всех сфер культурной и научной жизни из-под религиозного гнета, период стагнации сменяется бурным ростом. Базой для становление новых философских направлений становится античная мысль, в этой период она переживает своеобразное восстановление и дальнейшее развитие, что и дало название самой эпохе – Возрождения.
И все же, хотя античность используется в качестве отправной точки для развития науки, искусства и философии Возрождения, в данный период решаются совершенно иные, отличные от времен самой античности проблемы и задачи. Происходит борьба с догматическим засильем схоластики, центр философских размышлений переносится с проблемы бога, на проблему человека, как самостоятельного, творческого, сильного и стремящегося к совершенству, способного покорить этот мир без чьей либо помощи.
Аналогичный поворот происходит в познании. От попыток распознать глубинный смысл созданного богом мира, человек приходит к его активному изучению, описанию и проверке на истинность тех положений, что раньше воспринимались на веру. Происходят изменения и внутри самого религиозного учения, наиболее его прогрессивная часть отказывается от морально устаревших условностей и ритуалов в пользу действительной близости к верующим, формируется новая этика протестантизма, заложившая основы морали буржуазного общества.
Таким образом, в эпоху Возрождения происходило многогранное и всеобъемлющее преобразование общества, касавшееся самых разных его сфер. Всего рассматривая данный период принято выделять пять основных культурных пластов:
Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа
Антропоцентризм Возрождения не сконцентрирован в рамках одной лишь философии, он носит комплексный характер. Особенно ярко это проявляется в произведениях искусства того времени, в центре которых находится образ человека и человека прекрасного, приближенного к идеалу. В целом и философская и научная мысль того времени отличалась близостью к искусству и тягой к прекрасному, человек еще не превратился в объект или живой механизм, как в философских идеях Нового времени, он дышит жизнью, он велик и многогранен, как и деятели того времени, проявлявшие себя одновременно во множестве областей.
Гуманизм – это антропоцентризм обращенный на самого человека, признание его ценности, как высшего блага
Гуманистическая тенденция философии Возрождения реализована через интерес к конкретно-практическому, земному бытию человека, а также изысканию способов его улучшения, высвобождения человека из оков феодальной системы, отстаивания его естественных прав и свобод, человеческого достоинства. С одной стороны, эта проблема решалась за счет развития политической философии, поиска формулы идеального государства, что особенно ярко отражено в утопических концепциях Т. Мора и Т. Компанеллы, с другой через идеи просвещения, распространения знания, как источника развития и возвышения человека.
Родоначальником гуманистического движения принято называть Ф. Петрарку. Первоначально под термином гуманист понимали того, кто занимается гуманитарными науками, но позже его стали мыслить гораздо шире и глубже – тот, кто утверждает человеческое достоинство и благородство. В число основных качеств человека с точки зрения гуманизма входят:
Если в средние века под добродетелью понималось чистота духовной жизни, то у гуманистов произошел переход добродетели в реальную земную жизнь. Они требовали от человека волевого усилия для воплощения великих идеалов жизни.
Доблесть представляет собой прижизненные заслуги личности, которые противопоставляются его родовой знатности и достижениям предков, которые не имеют к самому человеку никакого отношения.
Гражданственность понималась как ориентация человека не на только удовлетворение личных эгоистических интересов, но и понимание необходимости помощи государству. Образцом гражданственности среди гуманистов того времени выступал канцлер флорентийской республики Колюччо Салютати.
Благородство выражало новый идеал человека и его достоинства источник, которого скрыт в самом человеке и его собственной доблести, а не внешних атрибутах, таких как земли, богатства, знатность. В жизни благородства проявляется в честности, аккуратности, пунктуальности и исполнении взятых обязательств перед партнерами и государством.
Гуманисты эпохи Возрождения были убеждены в единообразии человеческой природы, что выражается в равном потенциале всех людей. В противовес античным авторам, которые предполагали, что отличия между людьми имеют врожденный, природный характер, гуманисты выдвигали собственный тезис, принимая его как аксиому, не требующую доказательств.