Педагогика на всем протяжении своего развития было тесно связана с философией. Первые педагогические идеи в античности зарождались именно на базе философских концепций. На данный момент концентрация философских идей в педагогике привела к выделению отдельного направления под названием философия образования.
Философия образования - область философии, занимающаяся изучением педагогической деятельности, образования и воспитания, разработкой целей, идеалов и методы преподавания, созданием новых образовательных систем.
Начало этой дисциплины положили труды Платона, Аристотеля, Локка, Гербарта, Каменского. В России у истоков философии образования стояли А.С. Хомяков, Л.Н. Толстой, П.Д. Юркевич.
Тесную связь двух наук подчеркивает тот факт, что в начале XX века многие философы считали педагогику прикладной формой философии. Философия представляет собой общую базу для многих наук, представляя собой науку о познании, сущности и ценности бытия. Педагогика же представляет собой науку об образовании, о целенаправленном формировании личности, тем самым являясь частной наукой. Философия выходит на частные науки через частно-философские науки (философия образования), тем самым создавая единую систему философских наук.
Выделение философии образования в отдельное направление философии было обусловлено действием рядом причин:
С точки зрения многих исследователей современная философия образования находится в состоянии кризиса. Однако это состояние кризиса присуще всему обществу, потому практически не осознается человеком. Н.А. Терещенко указывает, что кризис в философии образования выражается через кризис перепроизводства отдельных специальностей, кризис рациональности, проявляющийся в смене образовательных парадигм, сложность в адаптации многих педагогических концепций к самому процессу обучения, кризис выразительности как форма кризиса субъектности. Классическая система образования переживает кризис нарративов.
Под мета-нарративами подразумеваются грандиозные, крупномасштабные доктрины и теории философии, которые признают и разделяются всей наукой.
Сомнения в них привели к тому, что был фактически похоронен весь методический образовательный арсенал как формы передачи знания. Поэтому основная задача современной философии образования состоит в переосмыслении целей, задач и методов педагогики.
Одной из центральных проблем философии образования является понимание и приложение к практическим задачам педагогики вопрос о единстве и борьбе двух противоположностей, таких как культура и антикультура. Культура и антикультура представляют собой результат двух разнонаправленных тенденций - прогресса и регресса, которые, сочетаясь между собой и оказывая противоположное влияние на социум в целом и каждого индивидуума в частности, создают грубую ткань реальности бытия.
Прогресс объединяет тенденции к развитию каждой личности, ее интеграции в себя социального содержания, приобщения к духовному и культурному опыту человечества, в результате чего происходит формирование ценностей, которые на уровне общества проявляются как формирование культуры.
Парным процессом прогрессу выступает регресс, который являет собой путь деградации личности, ее отказа от культурно-исторического наследия, переход к простейшим формам функционирования, результирующим актом которого становится складывание антиценностей, что экстраполируя на уровень общества приводит к возникновению антикультуры. Рассматривая данную диалектическую пару с точки зрения образования и воспитания, следует отметить, что центральным для педагогики является вопрос четкого определения ценностей и антиценностей, а также целенаправленное формирование одних и препятствие к развитию других.
В основе воспитания человека лежит воспитание его потребностей. Они выступают как основа человеческих ценностей и база для формируемого в человеке мировоззрения. Потребности могут быть самыми разнообразными - от физических до эстетических. Однако все вместе потребности создают единую пирамиду, на вершине которой лежат духовно-нравственные потребности, основу их составляет моральная потребность и потребность в любви.
Воспитание и образование духовно формирует личность, привнося в ее сознание такие философские категории, как мужество, героизм, совесть, вина, скромность, гуманность, зависть, эгоизм, любовь и т.д.. Через такие философские категории раскрываются самые глубинные вопросы жизни, раскрывается суть практической и духовной деятельности человека, определяется цель его жизни.
В зависимости от того или иного подхода к человеку выделяют несколько направлений в философии образования:
Эмпирико-аналитическая традиция была сформирована в 60-х гг. XX века в США и Англии (Шеффлер, Солтис, Питере). В рамках данной теории основное внимание уделялось анализу языка образования, употребляемого в рамках учебного процесса. Содержание образования должно было быть подчинено критериям научной проверяемости.
Критико-рационалитстическое направление подвергло критике эмпирический подход, осуществив поворот к социологии, осуждая тоталитаризм образования и провозгласив принципы открытого и равного общества.
Гуманитарное направление в образовании трактовало учебный процесс как систему осмысленных действий и взаимодействий учителя и учеников, выдвигая на передний план человека и постижение смысла в действиях всех участников. Данное направление не едино, а распадается на несколько ветвей. Так, принято выделять герменевтический историзм Ноля, который считал, что в любом действии заключен образовательный элемент. Структурная герменевтика Венигэра и Флитнера, рассматривавших в первую очередь процесс взаимоотношений внутри педагогического процесса, выдвигая принцип автономии образования. Педагогическая антропология представляет собой определенный способ рассмотрения, методологию педагогики, создающие «образ человека», который заключается в его биологической недостаточности, что восполняется в процессе обучения и воспитания. Экзистенциальное направление видит смысл педагогики в установлении межличностных связей, выстраивании диалога между учителем и учеником.