Философия в культуре Древнего Востока


Философия в культуре Древнего Востока

Возникновение философии на древнем Востоке

Первые сведения о возникновении философии относятся к концу первого тысячелетия до н.э. Предфилософские и первые философские системы как на Востоке, так и на Западе стали формироваться на той стадии истории и культуры, когда в следствии радикальных общественных преобразований начался необратимый процесс разложения родового сознания.

Возникновение философских систем в государствах Древнего Востока было неразрывно связано с появлением первых научных знаний в математике, астрономии и медицине. Именно вавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Многие историки сходятся во мнении, что изыскания учёных Древнего Востока оказали большое влияние на науку Древней Греции.

На Древнем Востоке делаются первые попытки внемифологического философского осмысления природных процессов и явлений. Однако нужно отметить, что в Древнем Египте и Вавилоне философия не выделилась в специфическую область познания, философская мысль не развилась до уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран. Но предфилософская мысль Древнего Востока оказала большое влияние на культуру Древней Греции. Дальнейшее развитие философии как особой системы знаний перекочевывает на Восток, в первую очередь в Индию и Китай.

Философия Древнего Востока характеризовалась прежде всего, спиритуализмом и идеализмом, испытывала влияние национальных духовных традиций и была неразрывно связана с религиозными верованиями. Взаимодействие философии Древнего Востока с научными знаниями обычно ограничивалось частными прикладными проблемами, вопросами астрономии, медицины, и т.д.). Большое внимание в системы философских воззрений Древнего Востока уделялось этической и метафизической проблематике.

Замечание 1

Философия на Древнем Востоке воспринималась не как теоретическая дисциплина, а как особая духовная практика, как стиль жизни, который должен способствовать внутреннему изменению человека в лучшую сторону. В частности, в древнеиндийской философии главная жизненная цель человека состояла в развитие своих духовных сил, в улучшении своей кармы, и дальнейшем освобождении от колеса перерождений и достижения нирваны.

Философия в Древней Индии

Первым религиозно-философским учением Индии является брахманизм, который основан на Ведах и поклонении множеству Богов. Главный Бог в брахманизме – Брахма, другие важные боги – Вишну, Шива, Агни, Сома и Митра. Мир, или джагат в брахманизме состоит из трех прострнств, или лок. Бог Агни управлял землей, Индра – воздушным пространством, Сурья – небом. В связи с идеей о трёх локах, мироздание называлось «трилока», или «троемирие». Бесконечное перерождение души, переселение её из одного существа в другое называется сансара. Индийская философия учит тому, что переселение души зависит от земной жизни человека. Если человек совершал плохие поступки то после смерти его душа переселялась в более низкую варну, или в животного или растения, в то время как добрые поступки, благочестивое поведение, и жертвенность в пользу высших каст способствовало переселению души в более высшую касту. В древнеиндийском обществе было четыре варны, или другими словами сословия:

  • Брахманы (каста жрецов);
  • Кшатрии (каста военной аристократии);
  • Вайшьи (каста ремесленников, мелких земледельцев, и торговцев);
  • Шудры (каста слуг, рабочих).

Брахманы были высшей варной, а шудры низшей.

Если брахман следовал дхарме, т.е. своду норм и правил, необходимых для поддержания космического порядка, то душа брахмана освобождалась от бесконечных перерождений, а значит и от страданий, затем наступала мокша – освобождение.

Ещё одна значимая философская школа Древней Индии – это джайнизм. Джайны («победители») своей целью ставят победу над собой и соблюдение пяти обетов:

  • Ахимса – невреждение всякому живому существу;
  • Сатья – правдивость;
  • Астейя – неворовство;
  • Брахмачарья – отказ от плотских удовольствий;
  • Апариграха – нестяжательство, отрешенность.

Интересно отметить, что джайнизм допускает к монашеству и к изучению священной литературы женщин.

Влиятельным религиозно-философским движением, противостоящим брахманизму, в Древней Индии стал буддизм. Буддизм базируется на четырёх «благородных истинах», которые провозгласил сам Будда. Четыре «благородные истины» буддизма:

  • Жизнь – это страдание;
  • Причина страданий – жажда удовольствий;
  • Возможно освободиться от страданий;
  • Существует путь, ведущий к избавлению от страданий.

Путь, который ведёт к освобождению от страданий называется «благой восьмеричный путь». «Благой восьмеричный путь» состоит из следующих пунктов: правильные взгляды, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, направление мысли и сосредоточение.

Замечание 2

Буддизм как этическое учение способствует освобождению человека от страданий и достижению нирваны, ᴛ.ᴇ. состояния вечного блаженства, невозмутимости. Нирвана – эᴛᴏ изменённое понятия мокши, но если мокша – это избавление от сансары, которое может наступить после одной смерти, то нирвану можно достигнуть уже при жизни.

Философия в Древнем Китае

Философские воззрения в Древнем Китае сводились к социальной и этической проблематике. Но в ней также присутствую и элементы онтологии. Всё существующее в мире, древнекитайские философы сводили к пяти элементам, к воде, земле, огню, металлу и дереву. Наряду с пяти элементами, в мире присутствует мельчайшая частица «ци», которую древнекитайские философы считали источником всякой энергии.

Среди ключевых философских концепций Древнего Китая нужно выделить: даосизм, моизм, конфуцианство, и легизм. Наряду с этими учениями выделяют школу имён и школу «инь-ян».

Самым известным философом Древнего Китая является Конфуций (551 - 479 гᴦ. до н.э.). Его философские воззрения изложены в книге «Лунь юй». В конфуцианстве нужно выделить пять принципов нравственной жизни: справедливость, гуманность, мудрость, учтивость, мудрость, искренность.

Замечание 3

Ещё одним значимым философом Древнего Китая является Мо-цзы (около 470 - около 391 гг. до н.э.). Мо-цзы основал философскую школу моизма. Представители моизма не признавали конфуцианскую установку и предопределённости судьбы. Моисты считали, что люди свободны, и небо не может предопределять судьбу человека, небо может только желать, чтобы люди любили друг друга.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :