Буддизм можно назвать идеологией. При этом Буддисты не очень верят в существование Бога (в высшее существо и творца вселенной). Также в буддийской космологии можно встретить «дэва», которых называют «богами». Хотя данное представление ошибочно, так как Дэва не создавали мир и не могут вершить судьбы людей, но они не просто люди, а из альтернативной реальности. Кто же такой Будда? Он простой человек, а также реальный исторический персонаж и великий учитель, который жил примерно 2500 лет назад.
Его зовут Сиддхартха Гаутама, и он принц одного из индийских княжеств. Многие люди ассоциируют его с Буддой Шакьямуни (Сиддхартхой Гаутамой), это не совсем правильно. Слово «будда» переводится как «пробужденный» или «просветленный», оно означает человека, достигшего просветления. Именно таких живых существ было довольно много, все они будды. Принято только Великих будд писать с большой буквы, остальных - с маленькой.
В Буддизме существует три самые главные ветви: Ваджраяна, Тхеравада, Махаяна. Но правильнее их называть «течением», не надо их ассоциировать с разделением церквей в Христианстве. У христиан существует разделение церквей на: Протестантскую, Православную и Католическую, но это организационное деление. А у буддистов нет единой организации и нет церквей. Каждое течение имеет свои отличительные детали идеологии.
Очень известный Далай Лама лидером всех буддистов не является. Настоящее его имя Тэнцзин Гьямцхо - он главный буддистский наставник для монголов и тибетцев. Например, в Китае все буддисты его совершенно не признают, но очень уважают.
Философия буддизма образовалась в рамках разных школ и течений данного учения. В отличие от Авраамических и прочих монотеистических религий, в философии буддизма не существует понятия о бессмертной душе и греховном теле, за неправедную жизнь их ждут вечные мучения. Существует просто человек со своими злыми и добрыми поступками, которые совершаются им на протяжении всей жизни, затем они отражаются на его карме.
Рисунок 1. Философия буддизма
Также в философии буддизма довольно много специальных терминов:
Также Будда считал, что целесообразнее пойти по «срединному пути». При этом не надо отказываться от всех благ цивилизации, но и купаться в роскоши не стоит. Каждому человеку необходимо найти что-то среднее между двух крайностей.
Существует четыре великих и важных открытия Будды (это четыре истины философии буддизма).
Первая истина - «срединный» (восьмеричный) путь спасения, то есть воздержание от разных крайностей в философии буддизма, которое сможет помочь полностью освободиться от страстей.
Вторая истина гласит, что свобода от всех желаний может привести к свободе от страданий. Также в нирване каждый человек освобождается от страстей и перестает ощущать жажду к жизни. И все это сопровождается именно чувством спокойствия и блаженства, освобождает от переселения душ.
Третья истина утверждает, что сильные желания человека становятся источником всех его страданий. При этом наша сильная привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Все терзания постепенно усиливаются по мере роста данного желания.
Четвертая истина вещает, что страдание есть вся суть человеческой жизни. При этом в философии буддизма символом существования является огонь, который может съесть сам себя, принося только одни страдания. Также окружающий мир все время изменяется и непостоянен. Но все, что создано, в итоге будет полностью разрушено.
Также в буддизме существует восьмеричный путь спасения, и он предполагает следующее:
В буддизме можно выделить три основные ценности: