С начала своего существования философия занималась разработкой проблем, связанных с первоначалом вещественного мира и с космическим порядком. Но уже во времена Сократа, собственно благодаря ему, философия начинает акцентировать своё внимание не философском познании природы и вселенной, а на разработке проблем человека. С этого момента и вплоть до современности, на протяжении всей истории развития философии одним из центральных её проблем становится вопрос о сущности человека.
Философия задаётся вопросами о сущности человека, об уникальности человеческого бытия, о том какое место должен занимать человеческий индивид в мире. В разные исторические эпохи данный вопрос решался в соответствиями с требованиями конкретной эпохи и культуры. Философские воззрения античности касательно сущности человека представляли из себя космоцентрическое понимание положения человека в мире. Человек, считали античные мыслители подобен Вселенной и по отношению к ней представляет из себя микрокосм, т.е. маленький мир. Но и сам Космос понимался как некий живой организм, упорядоченный по своим законам и подчиненный мировому уму, логосу. Также космос наделялся человеческими свойствами.
Отличительной чертой средневековой философии в вопросе о человеке был теоцентризм. Согласно теоцентристской модели мира Бог является творцом, причиной и центром всего, в том числе и человека. В мировой иерархии человек находился в положении между ангелами и животными.
Во времена Возрождения доминирующее положение в философской мысли занял антропоцентризм. Антропоцентризм в центре всего мироздания ставит человека и заставляет на всё смотреть со стороны человеческих потребностей, приоритетов и интересов.
В 20-ом столетии возникает философская антропология – раздел философии изучающий человека. Философксая антропология разрабатывает проблемы человека, его природы, его существования, различных форм его бытия. В современности формируется новая идея, идея коэволюции, или сотрудничества, человека и окружающего его мира. Сторонники идеи коэволюции утверждают, что такое сотрудничество необходимо для дальнейшего существования человека и окружающего мира.
В такой общей категории как «человек» содержится весь спектр биологических и социальных признаков человека. Важно отметить, что на первый план выдвигаются те признаки человека, которые выделяют его из окружающего природного мира. Из природного мира человека выделяют в первую очередь предметно-преобразовательный и социокультурный характер его деятельности и способность к абстрактному мышлению.
Человек представляет из себя одновременно продукт и преобразователь его природных и социальных условий своего существования. В связи с этим человеческая личность оказывается включённой в исторически меняющиеся системы социальной деятельности и социальных отношений. Уровень включённости конкретного человека в систему общественных отношений отражается в понятии «личность». Личность – это социокультурные качества человека, которые он приобрёл в процессе воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, практической и духовной деятельности. Среди самых важных качеств личности принято выделять её индивидуальность, уникальность и неповторимость.
Важнейшим качеством личности является её свобода. Свобода личности является обязательным условием её всестороннего развития и самореализации. Однако, абсолютной свободы личности нет и не должно быть ни в каком обществе. Условия окружающей действительности, природной и социальной навязывают человеку определённые стандарты поведения и нормы, которые нужно исполнять. Если личность будет стремиться к абсолютной свободе, то она непременно выйдет за рамки закона и за рамки нравственных установок.
В науках и различных философских учениях о человеке принято разделять сущность человека на две составляющих:
Человек может вести полноценную жизнь, только если две стороны его сущности, биологическая и природная находятся в гармоничном соотношении. Конечно если в человеке преобладает биологическая составляющая, то человека нельзя считать полноценной личностью. Опять же, если в человеке преобладает социальная составляющая, то личностью он конечно может быть, но недостаточное внимание природным, биологическим потребностям может привести к возникновению у человека определённых проблем.
Сущность человека представляет собой комплекс устойчивых признаков и характеристик человеческого рода, а также определённой социальной общности. В современной философии принято выделять следующие уровни сущности человека:
В области философской мысли, разработка проблема сущности человека получила в работах немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха. Фейербах считал, что человек представляет из себя не какую-то отвлеченную сущность, это реальный индивид со всеми присущими ему конкретно-чувственными характеристиками. У каждой человеческой личности, считал Фейербах, есть три способности: желать, мыслить, любить (способность к моральному чувству. Таким образом, сущность человека в философии Фейербаха, заключается в том, что человек может совершенствоваться безгранично, но только при условии взаимодействия с другим человеком.