Существует такая философская наука, которая занимается проблемами того, что такое бытие и что такое сущее. Эта наука называется онтологией.
Как видно из её определения у онтологии есть несколько важных, определяющих её суть понятий, и все эти понятия так или иначе связаны с глаголами «быть» и «существовать». Давайте, попробуем определить эти понятия.
Бытие как философская концепция закрепляет не только факт существование чего-нибудь, но и сложную связь вселенского характера. Бытию присущи следующие ключевые формы:
Все предметы и вещи являются существующими, то есть, иными словами, они в своей совокупности формируют реальность. В философии выделяют два типа реальности:
Такое предельно-обобщённое понятие как «бытие» закрепляет собой связь между объективной реальностью и субъективной реальностью. Важно отметить, мысль о единстве всего бесконечного разнообразия проявлений мира подталкивает к пониманию общей основы всего бытующего. Эту основу всего бытующего принято называть субстанцией.
Принято считать, что существует три определяющих свойства бытия:
Вопрос таком о таком свойстве бытия, как движение с древнейших времён ставился в философском познании и, надо сказать, что этот вопрос решался по-разному.
Например, древнегреческий философ 5 века до нашей эры по имени Гераклит понимал движение как появление и исчезновение вещей, как бесконечное развитие всего сущего. Ему принадлежит целый ряд известных высказываний, начиная с того, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и заканчивая утверждением, что «всё течёт!» (это высказывание нужно понимать как то, что всё в этом мире подвержено постоянному изменению).
В противоположность Гераклиту, ряд античных философов, например философ по имени Зенон, работали над системой доказательств того, что движения в реальном мире нет. Зенон говорил, что бытие едино и неподвижно. А доказательство он приводил такое: для того чтобы преодолеть расстояние, стрела, выпущенная из лука, должна побывать во всех точках, составляющих расстояние. Но как же, размышлял Зенон, можно быть в какой-либо точке в то же самое время быть в движении? Ведь быть в точке, продолжал Зенон, значит находиться в состоянии покоя в этой точке. Значит, делал вывод Зенон, движение представляет собой сумму состояний покоя.
Движение, с точки зрения одного из величайших философов в истории философии, древнего грека по имени Аристотель, проявляет себя внутри одной сущности в трех возможных отношениях (в отношениях качества, количества и места). Количественное движение представляет собой увеличение или, наоборот, убыль. Движение относительно какого-либо места представляет собой перемещение. Качественное движение представляет собой изменение структуре.
Отсюда можно сделать вывод, что движение само по себе и само в себе содержит противоречие. Движение включает в себя периоды изменчивости и покоя, прерывности и дискретности, то есть движение заключает в себе все варианты изменения, которые имеют место быть в реальном мире (к нему относятся натура, социум и познание). Для всякого объекта быть подразумевает под собой находиться во взаимодействии. А отсюда следует, что движение является всеобщим вариантом существования бытия.
Смысл процесса движения, как правило, сводится к механическому перемещению объектов. Это перемещение возможно описать только через фиксацию какого-либо объекта в определенном месте в данный момент времени. Таким образом, понятно, что вопрос о движении сводится к описанию самых принципиальных составляющих элементов бытия. К таковым элементам относятся пространство и время.
В реальном мире наличествую разнообразные типы и виды изменчивости. Самое общее их деление можно представить как деление на качественные изменения и количественные изменения.
Количественные изменения являют собой процессы, в основе которых лежит перемещение предметов, связанной с изменением их внутренней энергии.
Качественные изменения являют собой процессы, в основе которых лежит перемена структуры самого объекта. Качественные изменения, в свою очередь, можно подразделить на обратимые и необратимые изменения. Онтологию особенно интересуют те качественные изменения, которые необратимы. Мы их обозначаем понятием «развитие».
Развитие есть одна из отличительных черт бытия, которую изучает философская наука диалектика, которая позволяет нам понимать бытие не только как движение (или, по-другому, изменение), но также и как процесс развития.
Развитие подразумевает под собой необратимое целенаправленное изменение предмета, в основе которого лежит процесс возникновения новых направлений существования системы. Термин «развитие» даёт возможность увидеть источники появления того или иного явления, и его родовую связь с другими явлениями, а это означает, что развитие даёт возможность делать предсказания относительно жизненной активности человека, социума, а также мирового общественно-политического процесса и т. п.
Противоположность идеи развития является так называемый эмерджентизм, под которым подразумевается придание абсолютных черт скачкообразному характеру развития.