Проблема бытия в античной философии


Проблема бытия в античной философии

Проблема бытия в античной философии

Определение 1

Античная философия – начало европейской философии; в Древней Греции она впервые отделилась от других видов человеческой жизнедеятельности; благодаря стечению благоприятных условиях она приобрела здесь уникальных свойств: появилась открытой и доступной, толерантной, пластической и динамичной в своем развитии, поэтому впервые обозначила почти все основные направления развития философско-мировоззренческой проблематике.

Целью философии с начала существования было осмысление, познания мира в целом. Это возможно при условии использования категории предельно общего содержания. Такая категория была предложена в античной философии Парменидом. По словам Гегеля, только с учением Парменида о бытии философия становится на собственный путь развития – путь логически-понятийного мышления.

Замечание 1

С античных времен бытие является одной из главных тем и проблем философии.

Соображения по бытию – это постоянная попытка создать понятие о всеобщем процессе, который охватывает все существующее, выразить взаимосвязь различных формообразований мира. В повседневном словоупотреблении содержание категории бытия частично совпадает с понятиями универсума, космоса, вселенной, природы, жизни. То есть бытие - это существование. Термин "онтология" употребляется в философских трудах, начиная с XVII в. Это учение о бытии, о принципах его строения, законы и формы.

Используя знания по истории философии, попробуйте выявить различия и общие моменты в осмыслении бытия в античности, средневековье, Новом времени, немецкой классической философии, философских теориях ХХ в. Почему в середине XIX в. возникает кризис классической онтологии?

Категории бытия

Категория бытия по своей сути предполагает структурирование мира и взаимосвязь между его отдельными видами, процессами, формами. Принято различать бытие природного, бытие социального и бытия духовного.

Бытие естественного – это фиксация объективного, первичного факта существования мира. Только на определенной стадии развития природного мира рациональное познание является той силой, которая впоследствии позволит решить все проблемы, стоящие перед человечеством. Почему же возник кризис классического (рационального) философствования?

Ответ на этот вопрос следует искать в жизни тогдашнего европейского общества. Современником Гегеля был датский философ и мыслитель С. Кьеркегор. Он одним из первых выступил против абстрактных и малопонятных для обычных людей проблем, которые поднимали немецкие классические философы. По Кьеркегор, главная проблема философии – это личность во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции).

Вот так зарождается одно из направлений современной философии – иррационалистическое, экзистенциально-антропологическое. В своем дальнейшему развитию неклассическая философия значительно расширила круг своей проблематике – в ней появились темы науки, техники, глобальных проблем человечества, культуры и истории, коммуникации и языка.

Философию ХХ века отличает многопредметность. это отражено в разнообразии школ и направлений. Все новые и новые сферы бытия мира и человека становятся объектами философского осмысления. В конце ХХ в. распространяются идеи "философского постмодерна ", который призывает отказаться от логоцентризма в культуре, от поисков Истины, от признания традиций и авторитетов.

Философия, которая большую часть своего существования находилась в статусе "науки наук", превращается в жанр литературы. В XIX веке возникают два направления неклассической философии – философия жизни и позитивизм, которые по-разному разрушают классические традиции.

В ХХ веке продолжается эволюция философии позитивизма, возникают экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, философская антропология, структурализм. Согласно разнообразию конфессий, функционируют различные направления религиозной философии (неотомизм, неопротестантизм, тейярдизм).

Все разнообразие философских учений можно классифицировать по типам онтологии.

В современной литературе предлагается выделять:

  • идеализм,
  • материализм,
  • монизм,
  • дуализм,
  • плюрализм.

Идеализмом называется одна из основных тенденций философского мышления, которая предоставляет идеям большую реальность, чем мира чувственных вещей. Основными формами идеализма объективный (идеи существуют вне и независимо от человеческого сознания) и субъективный (вещи и явления не существуют независимо от сознания субъекта). Объективно идеалистических взглядов придерживались Платон, Плотин, Ф. Аквинский, Гегель. Яркие представители субъективного идеализма - Д. Беркли, Д. Юм. Охарактеризуйте учение о бытии кого-то из названных мыслителей.

Материализм – одна из основных тенденций в философии, является противоположной идеализма и дуализма и заключается в установлении зависимости духовного от материального. Следует различать материалистическую тенденцию философствования от принадлежности к определенных школ материализма. В европейской философии различают: материализм древних греков и римлян, механистический материализм XVII-XVIII вв., диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, физиологический материализм А. Фохта, научный материализм М. Бунге, Х. Патнэма (с середины ХХ в.) и другие школы. Среди представителей различных школ и направлений материализма нет единого мнения относительно трактовка категории "материя".

Подытоживая философские и общенаучные попытки по определению этой категории, современные исследователи выделяют три модели, которые царили в тот или иной период:

  • вещественная,
  • энергетическая,
  • информационная.

Во времена существования СССР в отечественной философской мысли превалировал диалектический и исторический материализм. Общепринятым и таким, что не подлежит сомнению, было т.н. ленинское определение материи.

Продолжая историко-философскую традицию противопоставления материи сознании, В.И. Ленин определял материю как таковую реальность, не зависит от человека и его сознания, но данная ей в ощущениях, субъективных образах, идеальных копиях из окружающего мира. Во-первых, очевидна противоречие в содержании этого определения. Во-вторых, логично невыясненным остается бытия духовных явлений и сверхчувствительных реальностей.

Замечание 2

В марксизме-ленинизме была создана т.н. ленинская теория отображение, согласно которой всей материи присуще свойство отражения. Это свойство, развиваясь и усложняясь, на уровне социальной формы движения превращается в способность человека воспроизводить объективную реальность в форме субъективных образов.

Диалектический материализм предусматривает вечность материи, которая движется, саморазвивающейся. Движение, пространство и время – это атрибуты материи. Современной науке известны следующие типы материальных систем и структурные уровни материи: неживая природа (от элементарных частиц до метагалактик), живая природа (от ДНК к биосфере), социальный уровень (от отдельного человека к человечеству вообще) Диалектический материализм является одновременно школой материализма и ярким примером философского монизма.

Монизм – это способ анализа разнообразия мира, который происходит с одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего.

Дуализм – это философское учение о сосуществовании двух независимых начал - материального и духовного.

Плюрализм как тип онтологии – это такая философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых начал или видов бытия. Такую позицию поддерживали Г. Лейбниц, А. Пуанкаре, М. Гартман.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :