Бытие – ключевое понятие онтологии. В самом общем значении, бытие – это существование. Понятие «бытие» – одно из самых широких и объёмных, в связи с чем трудно определяемых философских понятий.
Важно отметить, что необходимо разграничивать «бытие» как понятие и «бытие» как структуру. Анализ бытия как понятия традиционно связывают с древнегреческой философской школой элеатов, главные представители которой Парменид, Зенон и Мелисс. Мыслители элеатской школы одними из первых в истории философии поставили проблему осмысления мира в контексте общих понятий.
Среди основных общих понятий элеаты выделили: движение, делимость, неделимость, целое, бытия и небытие. В конечном итоге развития своих концепций, понятие бытия было отождествлено с самим бытием. Будучи убеждёнными, что всё есть бытие, а небытия нет, представители элеатской школы отрицали изменчивость и подвижность бытия. Зенон в своих апориях стремился логически доказать, что движение всего лишь человеческая иллюзия. На созданное учение о бытии обрушили свою критику Платон, Аристотель и другие античные философы, но именно элеаты первыми поставили проблему бытия как такового.
В то же самое время, примерно в 5 в. до н.э., в греческой философии существовали и диаметрально противоположные взгляды на бытие. К примеру, Гераклит Эфесский отстаивал позицию о всеобщей изменчивости бытия. Таким образом, уже в первоначальной онтологии не существовало единого мнения вопрос о бытие.
Бытие как реальность многогранно и чрезвычайно сложно по структуре. Исследователи выделяют разные сферы, уровни и градации бытия. В частности, можно определять бытие как единство таких сфер:
Материально-предметное бытие представляет из себя мир объектов, которые человек воспринимает благодаря органам чувств. Такое бытие являет собой реальность чувственных представлений в конкретно-материальных выражениях. Это мир вещей, определённых событий, мир деятельности субъекта по созданию объектов материального мира, в социальной, политической, культурной, бытовой, духовной областях бытия. В традиции философии материализма – ϶ᴛᴏ мир материи, объективной реальности.
Объективно-духовное бытие являет собой духовную сторону существования человека. Это реальность идей, мыслей, мир эмоций, переживаний, и духовных ориентиров. Такое бытие также может являться общественным сознанием или менталитетом целой нации.
Общественно-историческое бытие включает в себя как объекты материального мира так и духовные элементы существования. Это реальные отношения в историческом процессе: революции, войны, изменение форм государства, возникновение и исчезновение новых культур, народов и цивилизаций.
Субъектно-личностное бытие – это также материальное и духовное бытие, но это жизнедеятельность уже конкретного человека с его индивидуальными признаками и конкретными личностными проявлениями бытия.
Также бытие можно структурировать по разнообразию способов функционирования и форм отражения: неживая или живая природа, социум и литосфера, биосфера и ноосфера. По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. По системности взаимодействий: мега-мир, макромир, микромир.
Парменид полагал, что бытию присущи определённые принципы. Вот основные из них. Из принципа согласно которому существует только то, что существует, а то, что не существует, то не существует и существовать не может, следует, что существует только бытие. А если существует только бытие, то бытие не может быть делимо. Бытие может быть делимо только в том случае, если между элементами бытия есть небытие, но кроме бытия ничего не существует. Из чего следует, что бытие единственное в своём роде и разнообразия вещей не может существовать. Даже если бы человек мог себе представить, что существуют некоторые части бытия, то они всё равно остаются недвижимы, потому что движение бытия может быть лишь в небытии.
То, что человеку представляется как многообразие вещей, и то, что человек верит в движимость этих частей, – это только видимость, иллюзия. В действительности бытие нерожденно и не может исчезнуть. Бытие существовало всегда, и будет существовать всегда. Бытие однородно, в любой своей части оно не двигается, оно одно, не может быть более чем одного бытии. Бытие простое, ни из чего не возникло, неделимо, недвижимо, вездесуще, и непрерывно.
Также Парменид выделял принципы бытия:
Вечность бытия и единство бытия для Парменида прочно связаны. Бытие непреходяще, т.е. бытие не множится на части, одна из которых могла бы быть, а другая – умирать или рождаться. В связи с этим Парменид утверждает, что бытие едино и целокупно, неделимо, не дробится на многие элементы. То, что у бытия нет ни прошлого, ни будущего, означает, что бытие едино и целокупно, т.е. тождественно самому себе. Это всё значит, что исчезает сама возможность рождения и исчезновения бытия.
Бытие целостно, потому что бытие везде одинаково и нет ничего ни большего, ни меньшего, что могло бы помешать связности бытия, так как всё оно наполнено бытием. Нераздельно бытие потому, что бытие тесно примыкает к самому себе. Бытие Парменида вечно, едино, неизменно, неделимо, неподвижно. Мир бытия и чувственный мир впервые в истории философии осознано противопоставляются: первый – это истинный мир, второй – мир видимости, иллюзии, мнения. Первый можно познать, второй невозможно познать. Таковы были представления о принципах и признаках бытия в учении древнегреческого мыслителя Парменида, который считается основоположникам учении о бытии.