Бытие предметов, которые могут быть простыми, а могут быть и очень сложными, многосоставными по строению, их включенность в многообразные природные и культурные объекты - это все подразумевает вопросы о соотношении целого и частей в предметах и о различных видах целостности, которая существует в окружающем мире.
В философской науке получили распространение два главных направления решения этих вопросов.
Первое направление характеризуется тем, что каждая вещь, объект или явление изучались в виде сумма образующих их единиц (иными словами, сумма единиц образует качество полной вещи).
Второе направление характеризуется тем, что его представители исходили из того, что каждая вещь имеет определённые внутренние свойства, которые сохраняются в ней даже в случае отделения частей.
Таким образом, мы видим, философская наука, занимаясь решением вопроса о существовании вещей, использовала такие категории, как «часть» и «целое». Эти философские течения известны соответственно под названиями меризм и холизм.
Меризм говорит о том, что если часть вещи предшествует её целому, то множество частей не ведёт к возникновению принципиально нового, за исключением множества качеств.
Изучение объекта, с точки зрения меризма, состоит в его разделении на небольшие части, которые изучаются отдельно друг от друга, а из знания об этих частях появляется общее мнение о вещи. Данный подход продуктивен, когда речь идет об сравнительно несложных вещах. Недостатки данного подхода проявляются, когда в качестве вещи выступает полная система, например, организма или социума.
Холизм говорит о том, что качество целого является более ысоким понятием, чем просто сумма качеств составляющих его частей, то есть в целом существует определённый остаток, который бытует за рамками качеств составных частей. Познание, таким образом, определяется как процесс познания частей, основанный знания о целой вещи.
Исходя из изложенного выше, мы можем сделать вывод, что обе представленные позиции (меризм и холизм) могут при определённых условиях взаимодополнять друг друга, проявляя таким способом отличные уровни целостности вещи, вследствие чего сложился так называемый подход системных исследований.
Подход системных исследований состоит в том, что, изучая разнообразные вещи, мы обязаны подходить к этим вещам как к единой системе. Это подразумевает, прежде всего, выделение в них частей и связей между ними. Изучая часть, нам следует отделять те её признаки, которые связаны с её работой в конкретной системе. Потому что сама по себе часть может иметь неограниченное количество признаков.
В этом подходе структура является главнейшим признаком вещи, которая, с одной стороны, соединяет её части в единое целое, а с другой стороны – подталкивает эти части работать по законам этой системы. Если человек как часть включен, к примеру, в какую-либо социальную систему, то здесь на передний план встаёт не всё множество его персональных признаков, а прежде всего то, что даёт ему возможность продуктивно работать в качестве части этой системы.
Таким образом, системный подход даёт возможность выделить некоторую типологию систем по характеру связи между её частями. В данном случае можно выделить такие виды систем.
Среди множества целостных систем следует выделить такие системы:
Системный подход даёт нам возможность изучать окружающий реальный мир в общем в виде особого свойства и порядка систему. Также мы можем выделять в окружающем нас реальном мире разнообразные уровни и подуровни и выявлять самые многообразные системы их связей.
Можно сказать, что природное существование в самом общем понимании предстаёт упорядоченным. Природное существование являет собой многообразие структур, разных холистических систем, которые, в свою очередь, образуют взаимосвязи между собой в границах более широкой системы.
Принято выделять следующие уровни организации бытия.
Неживая природа. Она являет собой развитие многообразных простых частиц, полей, атомов и др. В неживой природе выделяются такие структурные уровни: вакуумный уровень, субмикроэлементарный уровень, микроэлементарный уровень, ядерный уровень, атомный уровень, молекулярный уровень, макроуровень уровень, мегауровень уровень (к нему, в частности, относятся планеты, галактики и др.).
Живая природа. Под ней подразумеваются разнообразные биологические процессы и явления. Живая природа является составной частью неживой природы. Уровни живой природы суть следующие: молекулярный уровень, клеточный уровень, микроорганизменный уровень, тканевый уровень, организменно-популяционный уровень, биоценозный уровень, биосферный уровень.
В социуме (человеческом обществе) также представляется возможным выделить ряд уровней, в частности: уровень индивида, уровень семьи, уровень коллектива, уровень общественных классов, уровень нация, уровень государства, уровень этноса и уровень человечества в целом. В социуме перечисленные уровни находятся не в обязательно строгой иерархичной связи, что способствует появлению у некоторых философ идеи о доминировании случайности в социуме.