Категория бытия в философии — фундаментальная категория философского знания.
Бытие — это все существующее во взаимосвязи и в единой целостности, это реальность во всех ее проявлениях. Категория бытия является одной из самых сложных и абстрактных категорий философии, так как это понятие охватывает любые виды и формы существования, что невозможно понять логически (потому что всеединство бытия невозможно доказать), а поддается только интуитивному постижению. Противоположностью бытия является отсутствие бытия - небытие или ничто.
Раздел философии, занимающийся изучением категории бытия, — онтология. «Что существует» или «Что значит существовать» - на эти вопросы пытаются ответить философы в рамках этого направления. Другая наука, занимающаяся сверхчувственными вопросами бытия — метафизика.
Близкие к понятию бытия категории сущего, сущности, существования и субстанции позволяют лучше осмыслить его специфику. Эти понятия производны от бытия и отражают ту или иную его сторону.
Категория сущего — наиболее близка к категории бытия и иногда употребляется как синоним бытия. Под ней понимается «все, что есть». Сущность — скрытое свойство внутри предмета.
Существование — проявление вещи внешне, то, как мы ее ощущаем. Субстанция — (лат. substantia – сущность) существующая самостоятельно, не нуждающаяся ни в чем сущность.
Вокруг этого сложнейшего понятия возникает ряд философских онтологических вопросов, и в зависимости от того, как тот или иной философ или школа трактует понятие бытие и его специфику, определяется вся суть философского течения.
Понимание категории бытия невозможно без обращения к истории философии. Не один век философы различных направлений дают свои определения этой категории. Категория бытия возникла в античной философии, первыми известными философами, которые стали интересоваться и изучать проблему всего сущего были Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель.
Парменид первым обозначил вопрос бытия в круг философских проблем. С этого и началось становление философии как науки. Парменид представлял бытие как нечто не поддающееся изменениям, не изменяющее во времени и всегда существовавшее. Бытие он представлял как круглый шар, где любая точка будет центром и нет зоны периферии. Эти свойства бытия можно понять через такие понятия как совесть, любовь, честь, ум. Все эти качества не могут существовать наполовину, они либо есть, либо их нет, они нематериальны, существует только в мыслях.
Демокрит известен своей атомистической трактовкой бытия. Он ввел понятие атом как мельчайшую неделимую физическую частицу. Множество атомов разделено пустотой — небытием. Демокрит разграничивает мир атомов, то есть, мир познаваемый, и мир чувственных вещей, сущность которого атомы в их движении.
По Платону бытие представляет собой мир идей, а противопоставляемый ему мир конкретных вещей это только тени идей, нечто среднее между бытием и небытием. Знаменитая аллегория Платона в диалоге «Государство», миф о пещере, ярко отражает его идеи. Люди, словно всю жизнь находятся в пещере, на ногах и шее у них оковы, они обездвижены. Люди сидят спиной к свету, исходящему от огня. И все, что они видят, это тени на стенах пещеры. Таким образом, люди познают жизнь только при помощи органов чувств, но такая жизнь иллюзорна, потому что они видят только тени от истинных идей, лишь отголоски того, что происходит на самом деле.
Аналитических подход, примененный Аристотелем в изучении природы бытия, сохраняет первенство по наши дни. Являясь учеником Платона, он соглашается с ним в том, что бытие это начало вечного, неизменного. Но вместе с тем он стремится исследовать и мир конкретных вещей, мир чувственного. В учении Аристотеля бытие не является категорией, но на него указывают все остальные категории.
Если в греческой античной философии бытие связано с понятиями пределами, неделимого, единого и определенного, то в средневековой философии в христианских течениях возникает иная, несколько противоположная точка зрения. Согласно античным философам беспредельное есть несовершенство, в то время в теологическом учении Бог — беспредельное всемогущество. Именно он дает бытие всему сущему. У Августина Блаженного бытие есть благо. Ему противопоставлено небытие — зло.
Далее в эпоху Возрождения и Нового времени бытие начинают рассматривать как нечто вещественное, объективное, как механическая система. Однако в это же время Декарт приходит к своему известному заключению: «Я мыслю, следовательно, существую» (лат. Cognito ergo sum) То есть бытие рассматривается через возможность осознания его человеком.
Также выделяют следующие формы бытия:
А также выделяются:
Дилемма о том, сколько же глубинных первоначал существует, привела к формированию нескольких противоположных точек зрения:
Все многообразие трактовок этой категории сводится к трем основным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической и субъективно-идеалистической.
Сторонники материалистической концепции под бытием понимают все то, что познается человеком органами чувств, существующее вне человека. Последователи объективно-идеалистической концепций понимают бытие как объективно-существующую идею. Согласно субъективно-идеалистической концепции бытие связано с нашими чувствами и представлениями.