Субстанция в философии Декарта


Субстанция в философии Декарта

Определение 1

Рене Декарт - французский ученый, математик, механик, мыслитель, философ. Это был первый человек Нового времени, мировоззрение которого определило направление мыслей ученых следующих трех веков. Он открыл законы сохранения движения (импульса). Его взгляды часто были причиной политических и религиозных столкновений в университетах Голландии, а произведения Декарта преследовались церковью.

Наиболее известными его произведениями являются: «Правила для управления ума», «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии».

Р. Декарт - автор ряда исследований, касающихся различных сфер познания. Его научные поиски приводят к закладке основ геометрической оптики. Он создает анатомическую схему человеческого глаза. Именно Декарт выдвинул идею условного рефлекса и создает модель рефлекторной дуги нервной деятельности. Заслуги Декарта в создании современной математики довольно значительные и хорошо известны.

Субстанции Декарта

Определение 2

Субстанция - это все, что не нуждается ни в чем для своего существования, кроме самого себя.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

  • духовные (идеи);
  • материальные (вещи).

При этом выделяют коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

  • мышление – это для духовных;
  • протяжение - это для материальных.
Замечание 1

Философия, созданная Декартом, считается основой и важнейшим обоснованием онтологически психофизической теории, которую называют субстанциональным дуализмом.

Согласно этой теории, человек представляет собой сочетание двух «вещей» - субстанций, которые находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны - «мыслящая вещь» (res cogitans) , т. е. субстанция, атрибутом и сущностным свойством которой является мышление, душа, ум, сознание человека. С другой стороны - «протяженная вещь» (Res extensa) - субстанция, атрибутом которой является протяженность, т. е. тело человека. Оно, равно как и все другие тела, занимает определенное место в физическом пространстве.

Здесь следует оговориться против обычного ложного толкования учения Декарта и психофизического дуализма в целом, что связано с различиями в толковании понятия «субстанция». Субстанциальный дуализм часто описывают как учение о двух субстанциях и дальше интерпретируют это так, будто «субстанция» - это какое-то вещество (stuff), из которого складываются различные вещи; соответственно, подобно тому, как тела состоят из материального вещества, душа (сознание, разум, Я) человека состоит из какого-то нефизического мыслящего вещества.

Мало кто знает, что учение о res cogitans подвергалась острой критике с момента его первого опубликования. Гоббс, Мальбранш, Кант, Шеллинг, Ницше, Гуссерль и множество других авторов подчеркивали, во-первых, что в cogito неоправданно возвышенно, отдельное, а эмпирическое ego - это носитель чисто индивидуальный (учитывая «субъективное» сознание со всеми ее психологическими химерами). Во-вторых, большинство критиков считали, пусть и не без определенных допущений, что механизм мышления с необходимостью добавления в другое Я («Субъект») - это универсальная или «трансцендентальная» инстанция. Только она может быть центром уверенности и очевидности, надежной основой науки, источником аподиктичности. Многие мыслители, не согласны со вторым положением, например, Ницше, полностью отрицал понятие субъекта.

Определение методологии исследований

Четкий набор правил, которых стоит придерживаться ученому, примерно в то же время, что и Бэкон, определил Рене Декарт в работе «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять разум и отыскивать истину в науках». Это произведение представляет собой развитие и обобщение тех идей, которые содержались в «Правилах для руководства ума». Подобная масштабная работа, по замыслу автора, должна была состоять из трех книг, в каждой из которых должны быть прописаны по двенадцать таких правил. Однако, определив двадцать одно правило, Декарт так и не закончил свою рукопись.

Впоследствии, после написания естественных работ «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», Декарт снова возвращается к разработке собственного научного метода. Новый перечень его правил значительно лаконичней предыдущего - таких правил ученый выделяет четыре, подчеркивая преимущество небольшого количества установок перед большим, так последняя только запутывает ученого во время исследования. Первое из них - включать в свои суждения лишь то, что не может вызывать сомнений, второе - разделение труда на части для лучшего их решения, третье - упорядочивание мыслей от самых простых до самых сложных и четвертое разработка таких перечней и описаний, чтобы ничего не пропустить и не оставить без внимания.

В дополнение к правилам Декарт выводит из своего метода три временные правила нравственности, первое из которых ориентирует на соблюдение законов, религиозных догматов и максимально умеренных взглядов, второе - на сохранение твердости и решимости во всех действиях и третье - на предоставление приоритета личностным изменениям перед попыткой изменить существующий порядок вещей.

Также Декарт при использовании рационалистически-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

  1. Допускать при исследовании только абсолютно достоверное, истинное, доказанное логикой и разумом, не вызывающее никаких сомнений знание.
  2. Сложную проблему расчленять на простые задачи.
  3. Последовательно переходить от доказанных и известных вопросов к недоказанным и неизвестным.
  4. Соблюдать логическую цепь исследования, последовательность, не пропускать в логической цепочке исследования ни единого звена.

Учение «врожденных идей» Декарта

Декарт разрабатывал учение «врожденных идей», которые, по его мнению, скрыты в глубине интеллекта и могут быть осознаны только интуитивно. К «врожденным идеям» Декарт относит идею Бога, аксиомы математики и другие идеи.

Данные идеи могут быть двух видов: суждения; понятия.

Примером могут служить следующие понятия и суждения:

  1. Врожденные понятия - «число», "Бог", «тело», «воля», «структура», «душа» и т. д.
  2. Врожденные суждения - «целое больше своей части», «нельзя одновременно быть и не быть», «из ничего не бывает ничего».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :