В философию эпохи Средневековья принято делить два этапа:
Слово патристика происходит от латинского слова «патер», которое переводится как «отец». Под патристикой понимают совокупность философских идей первых «отцов» христианского вероучения. Главная цель патристики состоит в том, чтобы обосновать и утвердить значение веры в жизни человека.
Патристику принято делить на два течения: греческое и римское. Патристику определяет стремление развить основные идеи христианства на основе философских взглядов древнегреческого мыслителя 5 века до нашей эры – Платона. Проблемы патристики суть следующие:
Самыми значительными авторами этого периода средневековой философии являются:
3 и 4 века нашей эры – время расцвета патристики. Происходят попытки систематизации знания в области богословия и постановка вопроса об Иисусе Христе, вызвавшая разнообразные вырианты его решения. Антагонистические идеи реализовались, с одной стороны, в мышлении богослова Афанасия (годы жизни с 295 по 378 гг. нашей эры), заявлявшего, что Иисус Христос обладает божественной сущностью, а с другой стороны, эти идеи реализовались в отрицании богословом по имени Арий божественной природы Иисуса Христа.
Пока философские воззрения богослова Климента из Александрии Египетской были ещё не приведены в единую систему, философ по имени Ориген, обратившийся за понятиями к древнегреческой философии, во многом встал на позицию неоплатонизма в форме, например, философии Плотина и, таким образом, Ориген был автором первой христианской богословской системы.
В последующие века христианская церковь начинает изучать свою собственную историю. Воззрение на триединую Троицу, воплощённую в Боге-отце, Боге-сыне и Боге-святом духе, получает свою завершённую формулировку. Епископ из города Кесария по имени Евсевий, был склонен к арианству, создав первую историю церкви и её учения; Евсевий говорил, что древнегреческий философ Платон и вообще вся древняя греческая философия повлияла на ветхозаветного еврейского героя – Моисея. Три великих богослова, подпавшие, таким образом, под воздействие философии Платона, занимались упорядочением богословия в противовес арианскому воззрению на христианское вероучение.
Отличительной чертой патристики как философского периода (во многом противопоставляемого схоластического периоду) является ярко выраженный протест против свободного философского размышления. В противоположность древнегреческой и древнеримской философии отцы церкви были убеждены в единой истине Откровения Бога, которая самодовлеющая и, следовательно, не нуждается в каком бы то ни было обосновании своей истинности, а сама по себе она является совместным, общим достижением всего церковно-христианского сообщества. Церковно-христианская литература превозносит патристику как единое вероучение, выраженное в трудах многих авторов, но при этом выраженная с различной степенью глубины. Так случилось, что религия единобожия (т.е. веры в одного Бога) как совокупное духовное явление требует от своих философствующих последователей почти совершенного гносеологического соглашательства и преклонения перед авторитетами.
Авторитетные идеи отцов церкви, ключевая характеристика патристики, формируются в порядке соподчинения. На первом месте стоит Божественное Откровение, выраженное в Священном писании (т.е. в Библии). Это, так называемый, абсолютный, бесспорный авторитет. Далее следует доминирующая церковная религиозная норма. Это, так называемый, совокупный авторитет. И после него следует индивидуальный авторитет того или иного «отца» церкви.
В истории европейской философии патристику принято воспринимать в качестве первого, единого и исторически продолжительного типа осмысления явлений окружающего мира. Этот тип осмысления в большинстве случаев равен теоретическому пониманию философии, которая по ключевым своим идеям становится равной религии. По объекту философского осмысления она становится равной богословию, а по логическим методам – это, по сути, не что иное, как «чистая» теоретическая философия.
В течение более тысячи лет христианское богословие было единственно признанным стилем философского мышления, основным атрибутом которого являлось явно подчиненное положение логики по отношению к авторитетным идеям отцов церкви.
Деление патристики на периоды сочетает два типа факторов: первый фактор – теолого-философский; второй фактор – догматико-церковный.
Теолого-философский фактор есть отражение реального поступательного развития парадигматики, в то время как догматико-церковный фактор есть ее соответствие философии существующему догматическому своду непреложных правил. С такой позиции, Вселенские соборы можно рассматривать в качестве главных событий христианской традиции, догматическая часть которой разрывно связано философско-литературной.
Поздняя патристика приходится на 6–8 века нашей эры. Это этап складывания церковно-христианской догматики в окончательном виде. Теоретико-догматическая часть патристики принимает форму неизменных правил. Больших теоретических новшеств нет, но зато широко ведётся комментаторская деятельность и систематизация Священного Писания.
В это же самое время ширится мистическая направленность патристики, особенно ярко выраженная в творчестве Максима Исповедника. Развивается также и аристотелевское направление в патристике (т.е. следование идеям древнегреческого философа Аристотеля). Особенно ярко оно представлено в сочинениях византийца Иоанна Дамаскина. Обращение к Аристотелю и к логическому знанию, в целом, говорит о конце этапа патристики в средневековой философии и о начале её перерождения в схоластику.